|
|
|
|
|
|
|
Словарь Йоги |
|
|
|
|
Для поиска используйте клавиши Ctrl+F |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А Абхьяса - определенная постоянная практика. Аватар - воплощение (инкарнация);
нисхождение божества на землю; откровение Божества в человеческой природе;
Божественное проявление в человеческом образе; слово "Аватар" означает нисхождение; это - сошествие вниз
Божественного ниже черты, отделяющей божественный мир от человеческого мира
или состояния. Авеста - священные книги
некоторых древних народов Средней Азии, Азербайджана и Ирана; ранние части
Авесты приписываются преданием пророку Заратустре (Зороастру). Адеша - голос, побуждение, указание. Аджняна - неведение, незнание. Адхара (Адхар) -
то, в чем сейчас содержится сознание, ум - жизнь - тело; дословно
"сосуд, опора, транспортное средство". Адхарма - все, что противоречит Дхарме. Акарта - бездействующий. Акартавья - то, что делать не должно. Амрита - бессмертие; нектар бессмертия,
амброзия, пища или питье богов; бессмертное блаженство божественного экстаза.
Ананда - восторг;
наслаждение, блаженство, духовный экстаз; сущностный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся самой природой
трансцендентного и бесконечного существования. Анима - "тонкость", одна из восьми
йогических способностей (Сиддхи,
см.) - способность изменять тело, произвольно уменьшая его массу и плотность.
Аниша - не господин, подчиненный. Анна - пища; грубая зримая
материя; по своему происхождению означает просто субстанцию или существо. Анрита - ложь; неистинное или ошибочное
применение Сатьи в ментальной или телесной
деятельности. Антахкарана - внутренний инструмент; ум; ум и виталическое в противоположность телу. Анума(н)та - дающий санкцию. Апана - одна из пяти Пран;
сосредоточена в нижней части туловища, осуществляет руководство низшими
функциями, в особенности выделительными - выделяющими те части пищи, которые
должны быть удалены из тела, и те вещества, что порождаются телом; тесно
связана с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку отдает из тела
витальную силу. Артха - интерес (один из четырех
человеческих интересов); материальные, экономические и другие цели и нужды
ума и тела; предмет, вещь; значение, смысл (слова). Асакти - привязанность. Асана - фиксированная поза, жестко заданное
положение тела в Хатха-Иоге; положение и
фиксированная поза (в которой должны сидеть Риши до
тех пор, пока они не получат Сиддхи. Асиддха - несовершенный. Асур(а)
- божество; в Ведах и Авесте не только божество, но и его проявления; в
нескольких гимнах упоминается как Титан тьмы; сильный, могущественный Титан,
враждебное существо ментализированного витала. Атмаджняна - знание Сущности. Атман - Сущность; Дух;
изначальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по
отношению к индивидууму), являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей
сущностью. Аханкар(а)
- чувство эго; эгоизм; особое эгоистическое чувство, которое дает каждому
существу возможность постичь себя как независимую личность; Саттвическая Аханкара -
эгоизм, выраженный в чувстве добродетели и правильности; Раджасическая Аханкара -
динамический эгоизм; Тамасическая Аханкара -
эгоизм, выраженный в невежестве и инертности. Ашуддха - нечистый. Ашуддхи - нечистота. Ахимса - “ненасилие”. Индуистская доктрина
ненасилия и непричинения вреда. Одна из ям
(контролирующих правил) первой стадии аштанга-йоги.
Химса означает “убийство, причинение боли, вреда”.
Приставка "а" означает отрицание. Итак, а-химса
- “непричинение боли или вреда”. Это понятие
охватывает не только действие, но также речь и мысль. Ахимса
являет собою трехтысячелетний идеал трансцендирования биологической природы человека. Аджня - Шестой психический центр (“третий
глаз”), анатомически связанный с гипофизом и с шишковидной железой. Аджня изображается в виде лотоса с двумя лепестками в
точке между бровей - эти два лепестка соответствуют передней и задней долям
гипофиза. Акаша - Пятый элемент (сравнимый с “эфиром”
или “квинтэссенцией” европейских алхимиков). Его символ — черный овал или
спираль. Акаша - это таттва
(качество), связанная с вишуддха чакрой, ее проявление — звуковая вибрация (шабда), не являющаяся, однако, собственно звуком. Точными
эквивалентами акаши не являются ни эфир, ни
квинтэссенция. Акаша - это форма пространства, не
имеющая измерений и присутствующая повсюду. Корень слова акаша
- “сиять” или “двигаться”. Акаше присущи такие
качества, как бесконечность и неделимость. Индийская философская концепция акаши возникла раньше греческой эпикурейской
атомистической теории, соответствующей представлениям современной
астрономической космологии. Анахата - “нерожденный
Звук”. Четвертый психический центр, физически находящийся в области сердца,
вилочковой железы и сердечно-легочного сплетения. Духовную суть этой чакры можно выразить словами “Где сердце, там пусть будет
и мозг” (Роберт Браунинг, 1865). Антар-анга - “внутренние члены”. Четыре высшие
фазы аштанга йоги: пратьяхара,
дхарана, дхьяна и самадхи. Апас - второй элемент. Вода, его символ -
серебряный полумесяц. В теле Апас управляет
областью от коленей до таза. Корень "an"
означает “вода”, которая символизирует принцип жидкости вообще, а та, в свою
очередь, считается символом материи. Уменьшение в объеме (испарение) и вкус
(раса) являются неотделимыми от "an"
качествами. Асана - “сидение”. Также 84 классические
позы, иди упражнения, хатха йоги. К сожалению,
никто не знает, какие именно 84 асаны следует
считать классическими, потому что тексты хатхи
говорят о сотнях асан. Патанджали
упоминает только о четырех сидячих позах. В этом контексте асаной можно считать любое положение тела, в котором тело
имеет устойчивую основу равновесия. Асана - это
третья стадия аштанга-йоги. Аштанга йога - “восьмичленная йога”. Система “Йога-сутр” Патанджали, в
которой йога разделена на восемь этапов: яма (ограничения), нияма (предписания), асана
(поза), пранаяма (контроль над дыханием), пратьяхара (отключение чувств), дхарана
(концентрация), дхьяна (непрерывная концентрация) и
самадхи (вселенское сознание, опыт полной
физиологической и физической интеграции). Аудгита - беззвучное или мысленное пение мантры. Мантра становится
инструментом, фиксирующим внимание, помогающим познавать, обеспечивающим
отсутствие беспокойства. Такая медитация начинается с пения мантры, которое затем переходит в шепот, затем в
беззвучные движения губ и языка и лишь потом — в безмолвное произнесение. Б Брахман - священное слово,
выражающее сердце или душу; Сердце:
Ведическое слово или Мантра в самом глубочайшем
своем аспекте как выражение интуиции, проистекающей
из глубины души или существа; Душу:
возникающая из подсознания Человека и достигающая сверхсознательного, а также
Творящая Сила, хлынувшая из души; в
Веданте: Реальность, Вечность, Абсолют, Дух, Высшее Бытие, Единый, вне
которого ничто не существует; по отношению к вселенной Высший есть Брахман,
единственная Реальность, которая является не только духовной, материальной и
сознательной субстанцией всех идей и сил и форм вселенной, но и их
источником, опорой и владельцем, космический Дух. Буддхи - разум; интеллект; воля ума;
понимание; мыслящий ум; распознающий принцип ума и воли одновременно. Бхава - состояние существа; становление;
субъективное состояние, одно из вторичных субъективных
становлений Природы (состояния ума, болезни желаний, побуждения страстей,
реакции чувств, ограниченная и двойственная игры разума, склонности чувств и
моральных ощущений); эмоциональная природа; общее ощущение. Брахмачарья - четвертая яма, или дисциплина, аштанга йоги. Первый из четырех индуистских ашрамов (стадий жизни), фаза ученичества. Состоит из
корней брахм (“божественность”) и чар (“учиться,
выполнять”). Брахмачарья обычно истолковывается
просто как половое воздержание, но лучше говорить о ней как о контроле
страсти и умеренности. Учитывая то, что человеку биологически не свойственны
целибат и моногамия, Брахмачарью можно истолковать как еще одну попытку противостоять тезису
Фрейда “Биология — это Судьба”. Брахмачарья (как,
собственно, и все ямы и ниямы) стремится к
“цивилизации как примату разума над эмоциями”. Бхакта - любящий и преданный Божественному. Бхарта - поддерживающий; хозяин. Бхога - наслаждение, обладание. Бхокта - тот, кто наслаждается. Бхрашта - уход с пути Йоги. Бхукти - наслаждение, удовольствие. В Вайрагья - отвращение; отвращение к миру;
полное пресечение привязанностей и желаний. Вак -
речь; Богиня Речи. Васана - мысль или ментальное ощущение,
возникающее из Читты. Веда - знание; знание Божественного; книга
знания; общее имя самой древней индийской священной
литературы: Риг Веда, Яджур
Веда, Сама Веда и Атхарва Веда, каждая из которых
делится на две части - Мантра и Брахмана; термин
"Веда" обычно предназначается для Мантр или метрических гимнов, в особенности гимнов Риг
Веды. Веданта - конечная цель
или кульминация Веды, Упанишад, которая становится видна в заключении Веды;
философская система, основанная на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию
Абсолюта, считающаяся (иногда под именем Уттара-Миманса)
одной из шести Даршан. Вибхути - божественная сила, цветение
божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы
бытия; сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества. Вивека - проницательность, умение различать. Виджняна - идеальный ум; свободный духовный или
божественный разум; каузальная Мысль; Истина; гносис;
высший ум; всеохватывающий аспект истинного
объединяющего знания; великое всеохватывающее
сознание, особенная характеристика супраментальной
энергии, которая включает в себя всю истину и идею и цель знания и видит их
всех сразу в их сущности, всеобщности и по отдельности или в различных
аспектах. Викара - искажение, разложение, деформация; в
философии Санкхьи - продукт или производное Пракрити. Вайю - “ветер”. Четвертый
элемент, Воздух. Его символ - синяя шестиконечная звезда. Это таттва анахаты (сердечной чакры). Вайю представляет движение, беспрестанное биение
сердца, принцип испарения и обмен газов в тканях организма. Вишуддха - “с чистотой”. Пятая чакра, физически представленная щитовидной железой и
надглоточным сплетением. Также кантха - (горловая) чакра. В крийя йоге вишуддха считается основной точкой алхимических
превращений. Считается, что в ней выделяется тайный эликсир бессмертия
(санскр. амрита), который обычно сжигается в манипура чакре. Если обратить
этот процесс вспять, старение замедлится. Вриндаван - место на земле в северной Индии, где
Кришна танцевал с Гопи (пастушками); у вайшнавов - небеса вечной Красоты и Блаженства. Вьякта - проявление. Вьяна - одна из пяти Пран,
пронизывает все тело и распределяет витальные энергии по всему телу; от нее
зависит циркуляция крови и распределение по всему
телу сущностной части съеденной и переваренной пиши. Г Гуна - качество, характер, свойство; три Гуны - три образа природы: Саттва - образ света, уравновешенности, мира;
сила уравновешивания; переводится также в качестве гармонии, счастья, света; Раджас - образ действия, желания, страсти;
кинетическая сила; переводится в качестве борьбы усилия, страсти и действия; Тамас - образ невежества и инерции; сила
несознательности; переводится в качестве неспособности и бездействия. Гхрина - сожаление, отвращение. Д Даршан - видение; самооткровение
Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Индии
позволяет себе быть увиденной; шесть Даршан - шесть
систем ортодоксальной индийской философии: Пурва-Миманса,
Уттара-Миманса (Веданта), Ньяя,
Вайшешика, Санкхья, Йога.
Двандва - двойственность, пара противоположностей.
Двеша - непривязанность,
отталкивание. Джива - живое создание, существо;
индивидуализированный дух, поддерживающий живое существо в его эволюции от
рождения к рождению (полный термин - Дживатма). Джняна (гьяна) -
“знание”. Йогический путь, связанный с поиском
Освобождения через философское познание. Это слово родственно греческому гно-сис (“знание”). Дхарана - “концентрация”. Шестой этап аштанга йоги. Дхьяна - “непрерывная концентрация”. Седьмой
этап аштанга йоги и более совершенный уровень дхараны. Некоторые определяют дхьяну
словами “созерцание” и “медитация”, однако классические тексты йоги говорят,
что многие дхараны (измеренные особой единицей
времени) составляют одну дхьяну, в свою очередь,
много дхъян составляют одно самадхи.
Основное различие между дхьяной и дхараной, таким образом, скорее количественное, нежели
качественное. Джапа - “шепот; молитва”. Практика введения мантрических аффирмаций глубоко
в подсознание путем постоянного повторения, вслух или про себя. Джнята - Знающий, Господин. Доша - недостаток, дефект, неясность. Дхаирья - спокойствие, стойкость. Дхарма - буквально - то,
что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе; Закон, закон бытия, мерило
Истины, правило или закон деятельности; коллективная индийская концепция религий,
поведений и социальных и моральных правил; один из четырех человеческих
интересов - этика поведения и правильный закон индивидуальной и социальной
жизни; Самаджа Дхарма - общественный закон; Лаукик Дхарма - правила, традиции; Санатана Дхарма - вечный закон. Дхарма-Санкара - подмена Дхармы одной области Дхармой
другой. И Индрии - чувства ощущений; их десять: пять
воспринимающих - глаз, ухо, кожа, нос, язык, и пять действующих -
пищеварительный, две пары двигательных, речевой и детородный. Объекты Индрий,
соответствующие пяти воспринимающим чувствам, - форма ("вид"),
звук, осязаемость, запах и вкус. Ишвара - Господин; Хозяин; Божественный; Бог.
К Кайя-Сиддхи - совершенство тела. Кайя-Шуддхи - очищение тела. Кали - Мать всего и
разрушительница всего; ужасный образ Божественной Матери. Кали-Юга - последняя из четырех эпох. Железная эпоха (см. Юга). Кальпа - эра, мировой цикл. Кама - вожделение; один из
четырех интересов человека - удовлетворение желаний всех видов. Камана - желание, страсть. Канта - красивый,
желанный. Карана - причина, инструмент. Карма - деятельность,
работа; дело или функция человека; сила, которая посредством своей
преемственности и развития, как субъективная и объективная сила, определяет природу и возможность повторных существований души на
определенных планах. Картавья - то, что должно быть сделано; долг. Кришна -
божество; Господин Ананды, Любви и Бхакти,
считается одной из десяти инкарнаций Вишну, как инкарнация Он проявляет единство мудрости (Джняна - см.) и труда и посредством этого руководит и
ведет земную эволюцию к единству с Божественным при помощи Ананды, Любви и Бхакти. Кумбхака - в практических упражнениях Пранаямы удерживание Праны;
остановка, задержка естественного дыхания. Куидалини - “свернутая
кольцами”. Гипотетическая скрытая нервная энергия в центральной нервной
системе. Символически и аллегорически изображается в виде змеи, свернутой в
три с половиной кольца. Хотя кобра может казаться слегка медлительной, любой,
кто сам видел, как эта индийская змея нападает, выстреливая в прыжке на три
фута в воздух, понимает, сколь точна эта образная метафора. Обычно кундалини переходит из неподвижного состояния в движущееся за долю секунды. Существует множество
исторических свидетельств и мифов о той сверхчеловеческой силе, которую
иногда проявляют люди в экстремальных ситуациях. Карма Йога - йогический путь, на котором Освобождение достигается
избавлением от привязанности к плодам любых действий и посвящением всей своей
деятельности Ишваре (антропоморфному аспекту Бога).
Ральф Уол-до Эмерсон
хорошо выразил суть карма йоги в 1844 году: “Награда за добрый поступок - это
возможность его совершить!” Карма-йог ищет сознательного, разумного действия:
“Видишь необходимость - делай дело”. Карма как доктрина - это признание
фундаментальных законов действия и противодействия в человеческой
нервной системе. Л Лагхима - "легкость", способность
делать тело легким, произвольно уменьшая вес, - одно из восьми Сиддхи . Лайя - растворение, исчезновение;
уничтожение индивидуальной души в Бесконечном. Лайя-йога - “Йога поглощения”. Эта ветвь йоги
имеет дело с пробуждением, высвобождением и управлением скрытой нервной
энергии (кундалини), таящейся в человеческой
нервной системе. Лила - игра, забава;
космическая игра. Липса - желание, страстное желание; тяга. Лобха - жадность, алчность, скупость,
завистливость. М Майя - материальная
энергия Творца, цель которой вводить обусловленные живые существа в иллюзию.
Вишну, находящийся в состоянии йоганидры
(мистического сна) видит божественный сон (этот материальный мир) благодаря союзы с Майей (или
трансформированной духовной энергией). Майявада - доктрина, считающая, что мир есть
Майя, т.е. иллюзия. Майявадин - приверженец Майявады. Мантра йога - систематическое использование
звуковых вибраций (обычно односложных) для того, чтобы вызвать физические,
психологические и физиологические изменения. Корни
"манн" (“сознание”, “думать”) и "тра"
(инструмент, орудие), соединяясь в слове мантра,
дают “орудие разума”, средство манипулирования сознанием. Манас - ум; ум присущий в отличие от
интеллекта (Буддхи); воспринимающий ум. Мантра - священный слог, имя или мистическая
формула; интуитивное и тайно внушенное выражение в словах, одна из строф Вед,
строфы, открывающие тайную силу и являющиеся источником не обычного, но
божественного вдохновения Марга - путь, дорога. Махакарана - первопричина. Махас Патха -
великий путь. Махима - "огромность", способность
произвольно увеличивать физическую массу и плотность - одно из восьми Сиддхи. Мукти - освобождение. Муладхара - корень, основание сосуда или
обиталища; центр физического сознания - нижняя чакра. Мумукшутва - стремление к освобождению, желание
свободы. Н Нади - нервные каналы. Ниграха - подавление, обуздание. Ниргуна - лишенный
качеств; Безличный. О Ом, Аум,
омкара - звук Брахмана. Трансцендентальный звук, не
принадлежащий миру иллюзий. Произнося этот звук, йог соединяется с Брахманом
(Духом) и достигает Освобождения. Все великие ведические мантры
начинаются с этого звука. П Парабрахман - высший Брахман; высший Непостижимый;
Божественный. Парамешвара (Парамешвара)
- верховный Господин. Правритти - побуждение к действию и работе;
движение вперед и вовне; эволюция души в действии. Праджна - Сущий, находящийся в глубоком сне (сушупти, йоганидра), господин и
творец вещей; Хозяин Мудрости и Знания. Пракамья - абсолютное страстное желание ума и
чувств. Пракрита - Природа;
Природная Сила; Душа Природы; исполняющая или действующая сила. Прана - жизненная энергия; жизнь; дыхание
жизни; пять Пран - пять проводников жизненной силы:
Прана, Апана, Вьяна, Самана, Удана;
собственно Прана - превосходящее дыхание жизни,
поскольку приносит универсальную силу в физическую систему и предоставляет ее
для распределения; действует в верхней части тела. Пранаяма - управление и контроль дыхания;
регулируемая циркуляция и задержка витальных токов энергии в теле посредством
дыхательных упражнений. Муладхара - “корневое основание”. Первый
психический центр, физически представленный яичками или яичниками и
крестцовым сплетением. Его стихия - Земля, плодородная материя-матерь, из
которой развивается все наше существо. Нади - “движение”.
Психическая, астральная нервная трубка. Теория йоги
гласит, что в психическом теле человека есть 72000 нади
(каналов). Падма - “лотос”. Еще одно название
психических центров. Название падма указывает на
потенциал роста и развития наших психических центров: бутон лотоса может
раскрываться в полный цветок. Корень лотоса находится в
грязи (темнота, бессознательность, инерция, слепой инстинкт, невежество),
стебель - в воде (эмоции, действие, океан печали, сознательность
чувствительности), а цветок плавает на ее поверхности в солнечном свете самопознания.
Падмасана - “поза лотоса”. Особое положение
скрещенных ног, удобное для медитации. Ноги расположены симметрично, правая
стопа на внутренней стороне левого бедра, а левая - на внутренней стороне
правого. (Буддисты используют обратное положение ног, когда сверху находится
правая стопа.) Считается, что эта поза напоминает цветок лотоса. Поза
предоставляет человеку неподвижное устойчивое положение с пониженным центром
тяжести, кровь циркулирует в основном в туловище и голове. Патанджали: Автор “Йога-сутр”,
который жил между II веком до н.э. и II веком н.э.
(более вероятной считается первая дата). Он разделил йогу на восемь ветвей,
или этапов, и его система получила название аштанга
йога. Пингала - одна из трех главных нади. Пингала идет вверх с правой стороны позвоночника, представляет собой
мужское начало, нагревание, рациональную энергию. Она заканчивается в правой
ноздре и связана с функциями левого полушария мозга. Пранаяма - управление жизненной силой (праной) путем регулировки дыхательного процесса с
одновременной визуализацией. "Пра"
означает “до”, “сначала”, "ана" означает
“дыхание”. Т.е., прана - первичная материя, лежащая
в основе дыхания. То же, что ци у китайцев, ки у японцев, оргон у
Вильгельма Райха, животный магнетизм у Месмера, мана у гавайцев. Притхиви - первый элемент, Земля. Его символ -
желтый квадрат или куб. Это таттва муладхары, ее основные характеристики - сцепление,
плотность. Панча - пять. Пратьякша - знание того, что есть, опережающее
зрение; непосредственное, прямое знание. Пуруша - субъект; Сознательное Бытие;
Сознающая Душа; Душа; сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити; Сознание или Сознающий, находящийся позади
того, кто является господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся,
держателем и источником, санкционирующим действия Природы. Пурушотамма - Высший Божественный Субъект; Высшее
Бытие, которое как меняющееся Бытие, так и Неизменное; Божественное Бытие. Р Рага - склонность, привязанность; в
Индийской классической музыке - особый вид или строй звуков или созвучий. Рага-Двеша - притяжение и отталкивание, симпатии
и антипатии, привязанность и непривязанность. Раджасический - относящийся к качеству действия и
страсти - Раджасу (см. Гуна).
Рас, Рас, Лила - танец
Кришны с пастушками в залитых лунным светом рощах Вриндавана,
своего рода танец божественного Восторга с освобожденными душами в мире
Блаженства, скрытом внутри нас. Раджа йога - “царская
йога”. Наука создания союза (йоги) сознательного и подсознательного
разума, в результате чего получается третий вид разума —
сверхсознательный. От санскр. раджан произошли
слова хинди радж (“царствование”, “правление”)
раджа (“король”). Этим словам родственно латинское rex
(“король”). Смысл раджа йоги — в управлении всеми аспектами нашего бытия. Риши - видящий. С Садхак - тот, кто получает или старается
получить реализацию; тот, кто посредством практической
Садханы ищет Сиддхи. Садхана - практика Йоги; практика, посредством
которой достигается совершенство (Сиддхи - см.);
духовное упражнение и тренировка самого себя. Сакши - свидетель. Сагуна - “имеющее
форму”. Концентрация на определенной форме или чем-то, имеющем конкретный
характер. Самадхи - “с Богом”. Состояние сознания, когда
индивидуальное сознание человека сливается с космическим сознанием. В
терминах психологии Юнга самадхи является
извержением “коллективного бессознательного”. Самадхи
- это последний этап аштанга йоги и цель всей йоги.
Самадхи в философии санкхьи
- соединение медитирующего со Вселенной. Самадхи - йогический транс, в
котором ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием
бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания; в Гите -
покой, отсутствие желаний, лишенная огорчений неподвижность Буддх в самоуравновешенности и
самопознании. Самьяна - “с управлением, контролем”. Три
высшие фазы аштанга йоги. Это дхарана,
дхъяна и самадхи. Сахасрара - “тысяча лепестков”. Седьмой
психический центр, физически связанный с шишковидной железой и корой
головного мозга (содержащей миллиарды клеток - лепестков, отсюда и название).
Сахасрара считается местом обитания Шивы,
разрушителя невежества (майи). В настоящее время мозг рассматривается как
самая большая железа внутренней секреции в организме. Учитывая, что перемены
настроения в основном вызываются изменением химического состава мозга, можно
считать пробуждение сахасрары индуистским аналогом
достижения “седьмого неба”. Свадхиштхана - “собственное место”. Второй
психический центр над муладхарой, физически
связанный с надпочечниками и подчревным сплетением. Иногда называется чандра - (лунная) чакра, поскольку управляет “приливами и отливами”
жидкостей тела. Сиддхи - от слова сидх,
что означает “преуспевать, выполнять, достигать”. Экстрасенсорные, паранормальные психические способности, которые
накапливаются у человека по мере практики йоги. Это способности, о
существовании которых большинство людей и не предполагает. СОХАМ - мантра, утверждающая: “Я есмь Он”, или “Я есмь Брахман”.
"СО" мысленно произносится на вдохе, а "ХАМ"
- на выдохе. Эта мантра является одним из наиболее
мощных методов высвобождения из подсознания позитивной эмоциональной
установки, обретения всезнания и всемогущества. Сукхасана - “легкая поза”. Простая поза со
скрещенными ногами, используется для медитации и нейромышечной тренировки. Сушумна - главная
центральная нади, соответствующая позвоночнику.
Канал, по которому духовный огонь кундалини
поднимается в сахасрару для соединения с нею. Самана - одна из пяти Пран; сила, расположенная в центре тела и регулирующая
чередование Праны и Апаны
в месте их встречи, уравновешивающая их и являющаяся наиболее важным фактором
в поддержании равновесия витальных сил и их функций; посредник в усвоении
пищи. Самата - равенство; равное отношение ко
всему, уравновешенность. Санкара (Самкара) -
смешивание, смешение, путаница. Санскара - ассоциация, фиксированное
представление, впечатление, привычная реакция, формируемая человеческим
прошлым. Саньяма - самоконтроль, отказ или
самоотделение; концентрация, сознательное руководство или сознательное
пребывание, посредством которого человек становится осознающим все, что есть
в объекте. Сат - бытие, существование; Чистое
Существование; все, что истинно справедливость, высшее или лучшее, или
действительное благо. Саттвический - относящийся к качеству света и
чистоты - Саттва (см Гуна).
Сатья - правда; истина; истина бытия. Сахасрадала - (также Сахасрара)
тысячелепестковый лотос, самый верхний центр
сознания - Чакра. Свабхава - "собственное бытие",
"собственное становление"; принцип самостановления;
природа, реальная природа; сущностная природа и присущий самому себе принцип
бытия каждого становления; чистое качество духа в присущей ему силе
сознательной воли и в его характерной силе действия; духовный темперамент,
врожденная натура, сущностный характер. Свапна - сонное состояние; сознание,
соответствующее тонкому жизненному плану и стоящему за ним умственному плану.
Сиддха - совершенный, полный, законченный;
совершенная душа, совершенный человек. Сиддханта - заключение, логический аргумент. Стхула - грубый. Стхула Деха -
грубое тело - Прана и физическое вместе. Сукха - счастье. Сукшма - тонкий. Сукшма Деха -
тонкое тело. Сукшма Прана -
тонкая жизненная сила. Сувдара - прекрасный. Сурья - Солнце; Бог Солнца, Господин Истины
и Света, дающий лучи Знания, которое просвещает ум; душа и энергия и тело
духовного света. Сушупти - глубокий сон; Сонное Состояние,
сознание, соответствующее Супраментальному плану,
присущему гносису, которое находится позади нашего
опыта, потому что наше каузальное тело, или оболочка гносиса,
не развито в нас, его способности неактивны в нас, и мы
таким образом по отношению к этому плану находимся в состоянии сна без
сновидений. Т Тантра - система Йоги,
которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального принципа Природы, от великой
динамической силы Природы: в Ведических методах йоги (т.е. Тримарга) господином йоги является Пуруша,
Сознательная Душа, но в Тантре это скорее Пракрити.
Душа Природы, Энергия, исполнительная Сила Воли в универсуме; именно
благодаря изучению и применению секретов Силы Воли, благодаря ее методу. Тапасья - старание, усилие, аскетизм
персональной воли, аскетическая сила, аскеза; концентрация воли и энергии для
управления умом, витальным и физическим и изменения их, или для низведения
высшего сознания, или для некоторых других йогических
или высших целей. Тригунатита - находящийся
позади или выше трёх Гун. Тримарга - тройственный путь Знания (Джняна Йога), Преданности (Бхакти
Йога) и Труда (Карма Йога). Тантра - “система, ритуал,
доктрина”. Традиционно считается, что это оригинальная философия дравидов
Индии, но исторически это не доказано. Скорее всего, тантра
создана кастой арийских воинов в противовес учению
брахманов. Приверженцы тантры считают ее наиболее
подходящим учением для текущей эпохи (Кали-юги). В тантре содержатся глубочайшие философские доктрины и
мощнейшие техники психофизической тренировки. Различают три вида тантры: индуистскую, буддийскую
и джайнскую. Индуистская тантра
подразделяется на северо- и южноиндийскую. У Удана - одна из пяти Пран,
сила, движущаяся из тела вверх к макушке головы и являющаяся регулярным
каналом связи между физической жизнью и более высокой жизнью духа. Удасината - занимающий
место выше - высший по отношению к физическим и ментальным контактам;
безразличный. Упалабадхи - опыт, переживание. Упасана - служение, поклонение, преданность. Х Хашья - активная сторона Сукха;
состоит в активном внутреннем состоянии веселья, которое невраждебно опыту
ментального или физического, могущего быть потревоженным. Ч Чайтанья - сознание. Чакра - колесо; круг; центр сознания в
тонком теле, ганглиевый центр в нервной системе; группа Садхаков.
Чешта - усилия разнообразных видов. Чит - сущностное сознание. Читта - основное сознание, вещество ума;
основное вещество ментального сознания; пассивная память; "сердце и
ум". Читташуддхи - очищение Читты.
Ш Шакти - Энергия, Сила, Крепость, Воля, Мощь;
самосуществующая, самопознающая,
самоосуществляющая Сила Господина, которая выражает
себя в деятельности Пракрити. Шанти - покой, мир; духовный покой. Шива - добрый, благой;
"благоприятствующий", Благословляющий; имя принадлежащей вечности
Ипостаси Силы и Господина Тапаса; член индуистской
Троицы; его имя ассоциируется в особенности с работой по разрушению. Шубха - свет, наслаждение, благость. Шуддха - чистый, очищенный. Шуддхи - очищение. Ю Юга - период или эпоха
четверичного цикла: Сатья Юга (или Крита Юга) - Эпоха Истины; Трета
Юга - Эпоха, в которой три части принадлежат Истине, а одна часть невежеству,
отсутствию Истины; Двапара Юга - Эпоха, в которой
Истина и Невежество содержатся в равных частях; Кали Юга - Эпоха Невежества,
отсутствия Истины; Чатур Юга - все четыре эпохи
вместе. Я Янтра - механизм, средство, инструмент. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|