Словарь Йоги

 

 

 

 

Для поиска используйте клавиши Ctrl+F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

Абхьяса - определенная постоянная практика.

Аватар - воплощение (инкарнация); нисхождение божества на землю; откровение Божества в человеческой природе; Божественное проявление в человеческом образе; слово "Аватар" означает нисхождение; это - сошествие вниз Божественного ниже черты, отделяющей божественный мир от человеческого мира или состояния.

Авеста - священные книги некоторых древних народов Средней Азии, Азербайджана и Ирана; ранние части Авесты приписываются преданием пророку Заратустре (Зороастру).

Адеша - голос, побуждение, указание.

Аджняна - неведение, незнание.

Адхара (Адхар) - то, в чем сейчас содержится сознание, ум - жизнь - тело; дословно "сосуд, опора, транспортное средство".

Адхарма - все, что противоречит Дхарме.

Акарта - бездействующий.

Акартавья - то, что делать не должно.

Амрита - бессмертие; нектар бессмертия, амброзия, пища или питье богов; бессмертное блаженство божественного экстаза.

Ананда - восторг; наслаждение, блаженство, духовный экстаз; сущностный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся самой природой трансцендентного и бесконечного существования.

Анима - "тонкость", одна из восьми йогических способностей (Сиддхи, см.) - способность изменять тело, произвольно уменьшая его массу и плотность.

Аниша - не господин, подчиненный.

Анна - пища; грубая зримая материя; по своему происхождению означает просто субстанцию или существо.

Анрита - ложь; неистинное или ошибочное применение Сатьи в ментальной или телесной деятельности.

Антахкарана - внутренний инструмент; ум; ум и виталическое в противоположность телу.

Анума(н)та - дающий санкцию.

Апана - одна из пяти Пран; сосредоточена в нижней части туловища, осуществляет руководство низшими функциями, в особенности выделительными - выделяющими те части пищи, которые должны быть удалены из тела, и те вещества, что порождаются телом; тесно связана с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку отдает из тела витальную силу.

Артха - интерес (один из четырех человеческих интересов); материальные, экономические и другие цели и нужды ума и тела; предмет, вещь; значение, смысл (слова).

Асакти - привязанность.

Асана - фиксированная поза, жестко заданное положение тела в Хатха-Иоге; положение и фиксированная поза (в которой должны сидеть Риши до тех пор, пока они не получат Сиддхи.

Асиддха - несовершенный.

Асур(а) - божество; в Ведах и Авесте не только божество, но и его проявления; в нескольких гимнах упоминается как Титан тьмы; сильный, могущественный Титан, враждебное существо ментализированного витала.

Атмаджняна - знание Сущности.

Атман - Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму), являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей сущностью.

Аханкар(а) - чувство эго; эгоизм; особое эгоистическое чувство, которое дает каждому существу возможность постичь себя как независимую личность;

Саттвическая Аханкара - эгоизм, выраженный в чувстве добродетели и правильности;

Раджасическая Аханкара - динамический эгоизм;

Тамасическая Аханкара - эгоизм, выраженный в невежестве и инертности.

Ашуддха - нечистый.

Ашуддхи - нечистота.

Ахимса - “ненасилие”. Индуистская доктрина ненасилия и непричинения вреда. Одна из ям (контролирующих правил) первой стадии аштанга-йоги. Химса означает “убийство, причинение боли, вреда”. Приставка "а" означает отрицание. Итак, а-химса - “непричинение боли или вреда”. Это понятие охватывает не только действие, но также речь и мысль. Ахимса являет собою трехтысячелетний идеал трансцендирования биологической природы человека.

Аджня - Шестой психический центр (“третий глаз”), анатомически связанный с гипофизом и с шишковидной железой. Аджня изображается в виде лотоса с двумя лепестками в точке между бровей - эти два лепестка соответствуют передней и задней долям гипофиза.

Акаша - Пятый элемент (сравнимый с “эфиром” или “квинтэссенцией” европейских алхимиков). Его символ — черный овал или спираль. Акаша - это таттва (качество), связанная с вишуддха чакрой, ее проявление — звуковая вибрация (шабда), не являющаяся, однако, собственно звуком. Точными эквивалентами акаши не являются ни эфир, ни квинтэссенция. Акаша - это форма пространства, не имеющая измерений и присутствующая повсюду. Корень слова акаша - “сиять” или “двигаться”. Акаше присущи такие качества, как бесконечность и неделимость. Индийская философская концепция акаши возникла раньше греческой эпикурейской атомистической теории, соответствующей представлениям современной астрономической космологии.

Анахата - “нерожденный Звук”. Четвертый психический центр, физически находящийся в области сердца, вилочковой железы и сердечно-легочного сплетения. Духовную суть этой чакры можно выразить словами “Где сердце, там пусть будет и мозг” (Роберт Браунинг, 1865).

Антар-анга - “внутренние члены”. Четыре высшие фазы аштанга йоги: пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

Апас - второй элемент. Вода, его символ - серебряный полумесяц. В теле Апас управляет областью от коленей до таза. Корень "an" означает “вода”, которая символизирует принцип жидкости вообще, а та, в свою очередь, считается символом материи. Уменьшение в объеме (испарение) и вкус (раса) являются неотделимыми от "an" качествами.

Асана - “сидение”. Также 84 классические позы, иди упражнения, хатха йоги. К сожалению, никто не знает, какие именно 84 асаны следует считать классическими, потому что тексты хатхи говорят о сотнях асан. Патанджали упоминает только о четырех сидячих позах. В этом контексте асаной можно считать любое положение тела, в котором тело имеет устойчивую основу равновесия. Асана - это третья стадия аштанга-йоги.

Аштанга йога - “восьмичленная йога”. Система “Йога-сутрПатанджали, в которой йога разделена на восемь этапов: яма (ограничения), нияма (предписания), асана (поза), пранаяма (контроль над дыханием), пратьяхара (отключение чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (непрерывная концентрация) и самадхи (вселенское сознание, опыт полной физиологической и физической интеграции).

Аудгита - беззвучное или мысленное пение мантры. Мантра становится инструментом, фиксирующим внимание, помогающим познавать, обеспечивающим отсутствие беспокойства. Такая медитация начинается с пения мантры, которое затем переходит в шепот, затем в беззвучные движения губ и языка и лишь потом — в безмолвное произнесение.

 

Б

 

Брахман - священное слово, выражающее сердце или душу; Сердце: Ведическое слово или Мантра в самом глубочайшем своем аспекте как выражение интуиции, проистекающей из глубины души или существа; Душу: возникающая из подсознания Человека и достигающая сверхсознательного, а также Творящая Сила, хлынувшая из души; в Веданте: Реальность, Вечность, Абсолют, Дух, Высшее Бытие, Единый, вне которого ничто не существует; по отношению к вселенной Высший есть Брахман, единственная Реальность, которая является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех идей и сил и форм вселенной, но и их источником, опорой и владельцем, космический Дух.

Буддхи - разум; интеллект; воля ума; понимание; мыслящий ум; распознающий принцип ума и воли одновременно.

Бхава - состояние существа; становление; субъективное состояние, одно из вторичных субъективных становлений Природы (состояния ума, болезни желаний, побуждения страстей, реакции чувств, ограниченная и двойственная игры разума, склонности чувств и моральных ощущений); эмоциональная природа; общее ощущение.

Брахмачарья - четвертая яма, или дисциплина, аштанга йоги. Первый из четырех индуистских ашрамов (стадий жизни), фаза ученичества. Состоит из корней брахм (“божественность”) и чар (“учиться, выполнять”). Брахмачарья обычно истолковывается просто как половое воздержание, но лучше говорить о ней как о контроле страсти и умеренности. Учитывая то, что человеку биологически не свойственны целибат и моногамия, Брахмачарью можно истолковать как еще одну попытку противостоять тезису Фрейда “Биология — это Судьба”. Брахмачарья (как, собственно, и все ямы и ниямы) стремится к “цивилизации как примату разума над эмоциями”.

Бхакта - любящий и преданный Божественному.

Бхарта - поддерживающий; хозяин.

Бхога - наслаждение, обладание.

Бхокта - тот, кто наслаждается.

Бхрашта - уход с пути Йоги.

Бхукти - наслаждение, удовольствие.

 

В

 

Вайрагья - отвращение; отвращение к миру; полное пресечение привязанностей и желаний. Вак - речь; Богиня Речи.

Васана - мысль или ментальное ощущение, возникающее из Читты.

Веда - знание; знание Божественного; книга знания; общее имя самой древней индийской священной литературы: Риг Веда, Яджур Веда, Сама Веда и Атхарва Веда, каждая из которых делится на две части - Мантра и Брахмана; термин "Веда" обычно предназначается для Мантр или метрических гимнов, в особенности гимнов Риг Веды.

Веданта - конечная цель или кульминация Веды, Упанишад, которая становится видна в заключении Веды; философская система, основанная на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся (иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести Даршан.

Вибхути - божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия; сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества.

Вивека - проницательность, умение различать.

Виджняна - идеальный ум; свободный духовный или божественный разум; каузальная Мысль; Истина; гносис; высший ум; всеохватывающий аспект истинного объединяющего знания; великое всеохватывающее сознание, особенная характеристика супраментальной энергии, которая включает в себя всю истину и идею и цель знания и видит их всех сразу в их сущности, всеобщности и по отдельности или в различных аспектах.

Викара - искажение, разложение, деформация; в философии Санкхьи - продукт или производное Пракрити.

Вайю - “ветер”. Четвертый элемент, Воздух. Его символ - синяя шестиконечная звезда. Это таттва анахаты (сердечной чакры). Вайю представляет движение, беспрестанное биение сердца, принцип испарения и обмен газов в тканях организма.

Вишуддха - “с чистотой”. Пятая чакра, физически представленная щитовидной железой и надглоточным сплетением. Также кантха - (горловая) чакра. В крийя йоге вишуддха считается основной точкой алхимических превращений. Считается, что в ней выделяется тайный эликсир бессмертия (санскр. амрита), который обычно сжигается в манипура чакре. Если обратить этот процесс вспять, старение замедлится.

Вриндаван - место на земле в северной Индии, где Кришна танцевал с Гопи (пастушками); у вайшнавов - небеса вечной Красоты и Блаженства.

Вьякта - проявление.

Вьяна - одна из пяти Пран, пронизывает все тело и распределяет витальные энергии по всему телу; от нее зависит циркуляция крови и распределение по всему телу сущностной части съеденной и переваренной пиши.

 

Г

 

Гуна - качество, характер, свойство; три Гуны - три образа природы:

Саттва - образ света, уравновешенности, мира; сила уравновешивания; переводится также в качестве гармонии, счастья, света;

Раджас - образ действия, желания, страсти; кинетическая сила; переводится в качестве борьбы усилия, страсти и действия;

Тамас - образ невежества и инерции; сила несознательности; переводится в качестве неспособности и бездействия.

Гхрина - сожаление, отвращение.

 

Д

 

Даршан - видение; самооткровение Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Индии позволяет себе быть увиденной; шесть Даршан - шесть систем ортодоксальной индийской философии: Пурва-Миманса, Уттара-Миманса (Веданта), Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога.

Двандва - двойственность, пара противоположностей.

Двеша - непривязанность, отталкивание.

Джива - живое создание, существо; индивидуализированный дух, поддерживающий живое существо в его эволюции от рождения к рождению (полный термин - Дживатма).

Джняна (гьяна) - “знание”. Йогический путь, связанный с поиском Освобождения через философское познание. Это слово родственно греческому гно-сис (“знание”).

Дхарана - “концентрация”. Шестой этап аштанга йоги.

Дхьяна - “непрерывная концентрация”. Седьмой этап аштанга йоги и более совершенный уровень дхараны. Некоторые определяют дхьяну словами “созерцание” и “медитация”, однако классические тексты йоги говорят, что многие дхараны (измеренные особой единицей времени) составляют одну дхьяну, в свою очередь, много дхъян составляют одно самадхи. Основное различие между дхьяной и дхараной, таким образом, скорее количественное, нежели качественное.

Джапа - “шепот; молитва”. Практика введения мантрических аффирмаций глубоко в подсознание путем постоянного повторения, вслух или про себя.

Джнята - Знающий, Господин.

Доша - недостаток, дефект, неясность.

Дхаирья - спокойствие, стойкость.

Дхарма - буквально - то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе; Закон, закон бытия, мерило Истины, правило или закон деятельности; коллективная индийская концепция религий, поведений и социальных и моральных правил; один из четырех человеческих интересов - этика поведения и правильный закон индивидуальной и социальной жизни;

Самаджа Дхарма - общественный закон;

Лаукик Дхарма - правила, традиции;

Санатана Дхарма - вечный закон.

Дхарма-Санкара - подмена Дхармы одной области Дхармой другой.

 

И

 

Индрии - чувства ощущений; их десять: пять воспринимающих - глаз, ухо, кожа, нос, язык, и пять действующих - пищеварительный, две пары двигательных, речевой и детородный. Объекты Индрий, соответствующие пяти воспринимающим чувствам, - форма ("вид"), звук, осязаемость, запах и вкус.

Ишвара - Господин; Хозяин; Божественный; Бог.

 

К

 

Кайя-Сиддхи - совершенство тела.

Кайя-Шуддхи - очищение тела.

Кали - Мать всего и разрушительница всего; ужасный образ Божественной Матери.

Кали-Юга - последняя из четырех эпох. Железная эпоха (см. Юга).

Кальпа - эра, мировой цикл.

Кама - вожделение; один из четырех интересов человека - удовлетворение желаний всех видов.

Камана - желание, страсть.

Канта - красивый, желанный.

Карана - причина, инструмент.

Карма - деятельность, работа; дело или функция человека; сила, которая посредством своей преемственности и развития, как субъективная и объективная сила, определяет природу и возможность повторных существований души на определенных планах.

Картавья - то, что должно быть сделано; долг.

Кришна - божество; Господин Ананды, Любви и Бхакти, считается одной из десяти инкарнаций Вишну, как инкарнация Он проявляет единство мудрости (Джняна - см.) и труда и посредством этого руководит и ведет земную эволюцию к единству с Божественным при помощи Ананды, Любви и Бхакти.

Кумбхака - в практических упражнениях Пранаямы удерживание Праны; остановка, задержка естественного дыхания.

Куидалини - “свернутая кольцами”. Гипотетическая скрытая нервная энергия в центральной нервной системе. Символически и аллегорически изображается в виде змеи, свернутой в три с половиной кольца. Хотя кобра может казаться слегка медлительной, любой, кто сам видел, как эта индийская змея нападает, выстреливая в прыжке на три фута в воздух, понимает, сколь точна эта образная метафора. Обычно кундалини переходит из неподвижного состояния в движущееся за долю секунды. Существует множество исторических свидетельств и мифов о той сверхчеловеческой силе, которую иногда проявляют люди в экстремальных ситуациях.

Карма Йога - йогический путь, на котором Освобождение достигается избавлением от привязанности к плодам любых действий и посвящением всей своей деятельности Ишваре (антропоморфному аспекту Бога). Ральф Уол-до Эмерсон хорошо выразил суть карма йоги в 1844 году: “Награда за добрый поступок - это возможность его совершить!” Карма-йог ищет сознательного, разумного действия: “Видишь необходимость - делай дело”. Карма как доктрина - это признание фундаментальных законов действия и противодействия в человеческой нервной системе.

 

Л

 

Лагхима - "легкость", способность делать тело легким, произвольно уменьшая вес, - одно из восьми Сиддхи .

Лайя - растворение, исчезновение; уничтожение индивидуальной души в Бесконечном.

Лайя-йога - “Йога поглощения”. Эта ветвь йоги имеет дело с пробуждением, высвобождением и управлением скрытой нервной энергии (кундалини), таящейся в человеческой нервной системе.

Лила - игра, забава; космическая игра.

Липса - желание, страстное желание; тяга.

Лобха - жадность, алчность, скупость, завистливость.

 

М

 

Майя - материальная энергия Творца, цель которой вводить обусловленные живые существа в иллюзию. Вишну, находящийся в состоянии йоганидры (мистического сна) видит божественный сон (этот материальный мир) благодаря союзы с Майей (или трансформированной духовной энергией).

Майявада - доктрина, считающая, что мир есть Майя, т.е. иллюзия.

Майявадин - приверженец Майявады.

Мантра йога - систематическое использование звуковых вибраций (обычно односложных) для того, чтобы вызвать физические, психологические и физиологические изменения. Корни "манн" (“сознание”, “думать”) и "тра" (инструмент, орудие), соединяясь в слове мантра, дают “орудие разума”, средство манипулирования сознанием.

Манас - ум; ум присущий в отличие от интеллекта (Буддхи); воспринимающий ум.

Мантра - священный слог, имя или мистическая формула; интуитивное и тайно внушенное выражение в словах, одна из строф Вед, строфы, открывающие тайную силу и являющиеся источником не обычного, но божественного вдохновения

Марга - путь, дорога.

Махакарана - первопричина.

Махас Патха - великий путь.

Махима - "огромность", способность произвольно увеличивать физическую массу и плотность - одно из восьми Сиддхи.

Мукти - освобождение.

Муладхара - корень, основание сосуда или обиталища; центр физического сознания - нижняя чакра.

Мумукшутва - стремление к освобождению, желание свободы.

 

Н

 

Нади - нервные каналы.

Ниграха - подавление, обуздание.

Ниргуна - лишенный качеств; Безличный.

 

О

 

Ом, Аум, омкара - звук Брахмана. Трансцендентальный звук, не принадлежащий миру иллюзий. Произнося этот звук, йог соединяется с Брахманом (Духом) и достигает Освобождения. Все великие ведические мантры начинаются с этого звука.

 

П

 

Парабрахман - высший Брахман; высший Непостижимый; Божественный.

Парамешвара (Парамешвара) - верховный Господин.

Правритти - побуждение к действию и работе; движение вперед и вовне; эволюция души в действии.

Праджна - Сущий, находящийся в глубоком сне (сушупти, йоганидра), господин и творец вещей; Хозяин Мудрости и Знания.

Пракамья - абсолютное страстное желание ума и чувств.

Пракрита - Природа; Природная Сила; Душа Природы; исполняющая или действующая сила.

Прана - жизненная энергия; жизнь; дыхание жизни; пять Пран - пять проводников жизненной силы: Прана, Апана, Вьяна, Самана, Удана; собственно Прана - превосходящее дыхание жизни, поскольку приносит универсальную силу в физическую систему и предоставляет ее для распределения; действует в верхней части тела.

Пранаяма - управление и контроль дыхания; регулируемая циркуляция и задержка витальных токов энергии в теле посредством дыхательных упражнений.

Муладхара - “корневое основание”. Первый психический центр, физически представленный яичками или яичниками и крестцовым сплетением. Его стихия - Земля, плодородная материя-матерь, из которой развивается все наше существо.

Нади - “движение”. Психическая, астральная нервная трубка. Теория йоги гласит, что в психическом теле человека есть 72000 нади (каналов).

Падма - “лотос”. Еще одно название психических центров. Название падма указывает на потенциал роста и развития наших психических центров: бутон лотоса может раскрываться в полный цветок. Корень лотоса находится в грязи (темнота, бессознательность, инерция, слепой инстинкт, невежество), стебель - в воде (эмоции, действие, океан печали, сознательность чувствительности), а цветок плавает на ее поверхности в солнечном свете самопознания.

Падмасана - “поза лотоса”. Особое положение скрещенных ног, удобное для медитации. Ноги расположены симметрично, правая стопа на внутренней стороне левого бедра, а левая - на внутренней стороне правого. (Буддисты используют обратное положение ног, когда сверху находится правая стопа.) Считается, что эта поза напоминает цветок лотоса. Поза предоставляет человеку неподвижное устойчивое положение с пониженным центром тяжести, кровь циркулирует в основном в туловище и голове. Патанджали: Автор “Йога-сутр”, который жил между II веком до н.э. и II веком н.э. (более вероятной считается первая дата). Он разделил йогу на восемь ветвей, или этапов, и его система получила название аштанга йога.

Пингала - одна из трех главных нади. Пингала идет вверх с правой стороны позвоночника, представляет собой мужское начало, нагревание, рациональную энергию. Она заканчивается в правой ноздре и связана с функциями левого полушария мозга.

Пранаяма - управление жизненной силой (праной) путем регулировки дыхательного процесса с одновременной визуализацией. "Пра" означает “до”, “сначала”, "ана" означает “дыхание”. Т.е., прана - первичная материя, лежащая в основе дыхания. То же, что ци у китайцев, ки у японцев, оргон у Вильгельма Райха, животный магнетизм у Месмера, мана у гавайцев.

Притхиви - первый элемент, Земля. Его символ - желтый квадрат или куб. Это таттва муладхары, ее основные характеристики - сцепление, плотность.

Панча - пять.

Пратьякша - знание того, что есть, опережающее зрение; непосредственное, прямое знание.

Пуруша - субъект; Сознательное Бытие; Сознающая Душа; Душа; сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити; Сознание или Сознающий, находящийся позади того, кто является господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся, держателем и источником, санкционирующим действия Природы.

Пурушотамма - Высший Божественный Субъект; Высшее Бытие, которое как меняющееся Бытие, так и Неизменное; Божественное Бытие.

 

Р

 

Рага - склонность, привязанность; в Индийской классической музыке - особый вид или строй звуков или созвучий.

Рага-Двеша - притяжение и отталкивание, симпатии и антипатии, привязанность и непривязанность.

Раджасический - относящийся к качеству действия и страсти - Раджасу (см. Гуна).

Рас, Рас, Лила - танец Кришны с пастушками в залитых лунным светом рощах Вриндавана, своего рода танец божественного Восторга с освобожденными душами в мире Блаженства, скрытом внутри нас.

Раджа йога - “царская йога”. Наука создания союза (йоги) сознательного и подсознательного разума, в результате чего получается третий вид разума — сверхсознательный. От санскр. раджан произошли слова хинди радж (“царствование”, “правление”) раджа (“король”). Этим словам родственно латинское rex (“король”). Смысл раджа йоги — в управлении всеми аспектами нашего бытия.

Риши - видящий.

 

С

 

Садхак - тот, кто получает или старается получить реализацию; тот, кто посредством практической Садханы ищет Сиддхи.

Садхана - практика Йоги; практика, посредством которой достигается совершенство (Сиддхи - см.); духовное упражнение и тренировка самого себя.

Сакши - свидетель.

Сагуна - “имеющее форму”. Концентрация на определенной форме или чем-то, имеющем конкретный характер.

Самадхи - “с Богом”. Состояние сознания, когда индивидуальное сознание человека сливается с космическим сознанием. В терминах психологии Юнга самадхи является извержением “коллективного бессознательного”. Самадхи - это последний этап аштанга йоги и цель всей йоги. Самадхи в философии санкхьи - соединение медитирующего со Вселенной. Самадхи - йогический транс, в котором ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания; в Гите - покой, отсутствие желаний, лишенная огорчений неподвижность Буддх в самоуравновешенности и самопознании.

Самьяна - “с управлением, контролем”. Три высшие фазы аштанга йоги. Это дхарана, дхъяна и самадхи.

Сахасрара - “тысяча лепестков”. Седьмой психический центр, физически связанный с шишковидной железой и корой головного мозга (содержащей миллиарды клеток - лепестков, отсюда и название). Сахасрара считается местом обитания Шивы, разрушителя невежества (майи). В настоящее время мозг рассматривается как самая большая железа внутренней секреции в организме. Учитывая, что перемены настроения в основном вызываются изменением химического состава мозга, можно считать пробуждение сахасрары индуистским аналогом достижения “седьмого неба”.

Свадхиштхана - “собственное место”. Второй психический центр над муладхарой, физически связанный с надпочечниками и подчревным сплетением. Иногда называется чандра - (лунная) чакра, поскольку управляет “приливами и отливами” жидкостей тела.

Сиддхи - от слова сидх, что означает “преуспевать, выполнять, достигать”. Экстрасенсорные, паранормальные психические способности, которые накапливаются у человека по мере практики йоги. Это способности, о существовании которых большинство людей и не предполагает.

СОХАМ - мантра, утверждающая: “Я есмь Он”, или “Я есмь Брахман”. "СО" мысленно произносится на вдохе, а "ХАМ" - на выдохе. Эта мантра является одним из наиболее мощных методов высвобождения из подсознания позитивной эмоциональной установки, обретения всезнания и всемогущества.

Сукхасана - “легкая поза”. Простая поза со скрещенными ногами, используется для медитации и нейромышечной тренировки.

Сушумна - главная центральная нади, соответствующая позвоночнику. Канал, по которому духовный огонь кундалини поднимается в сахасрару для соединения с нею.

Самана - одна из пяти Пран; сила, расположенная в центре тела и регулирующая чередование Праны и Апаны в месте их встречи, уравновешивающая их и являющаяся наиболее важным фактором в поддержании равновесия витальных сил и их функций; посредник в усвоении пищи.

Самата - равенство; равное отношение ко всему, уравновешенность.

Санкара (Самкара) - смешивание, смешение, путаница.

Санскара - ассоциация, фиксированное представление, впечатление, привычная реакция, формируемая человеческим прошлым.

Саньяма - самоконтроль, отказ или самоотделение; концентрация, сознательное руководство или сознательное пребывание, посредством которого человек становится осознающим все, что есть в объекте.

Сат - бытие, существование; Чистое Существование; все, что истинно справедливость, высшее или лучшее, или действительное благо.

Саттвический - относящийся к качеству света и чистоты - Саттва (см Гуна).

Сатья - правда; истина; истина бытия.

Сахасрадала - (также Сахасрара) тысячелепестковый лотос, самый верхний центр сознания - Чакра.

Свабхава - "собственное бытие", "собственное становление"; принцип самостановления; природа, реальная природа; сущностная природа и присущий самому себе принцип бытия каждого становления; чистое качество духа в присущей ему силе сознательной воли и в его характерной силе действия; духовный темперамент, врожденная натура, сущностный характер.

Свапна - сонное состояние; сознание, соответствующее тонкому жизненному плану и стоящему за ним умственному плану.

Сиддха - совершенный, полный, законченный; совершенная душа, совершенный человек.

Сиддханта - заключение, логический аргумент.

Стхула - грубый.

Стхула Деха - грубое тело - Прана и физическое вместе.

Сукха - счастье.

Сукшма - тонкий.

Сукшма Деха - тонкое тело.

Сукшма Прана - тонкая жизненная сила.

Сувдара - прекрасный.

Сурья - Солнце; Бог Солнца, Господин Истины и Света, дающий лучи Знания, которое просвещает ум; душа и энергия и тело духовного света.

Сушупти - глубокий сон; Сонное Состояние, сознание, соответствующее Супраментальному плану, присущему гносису, которое находится позади нашего опыта, потому что наше каузальное тело, или оболочка гносиса, не развито в нас, его способности неактивны в нас, и мы таким образом по отношению к этому плану находимся в состоянии сна без сновидений.

 

Т

 

Тантра - система Йоги, которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального принципа Природы, от великой динамической силы Природы: в Ведических методах йоги (т.е. Тримарга) господином йоги является Пуруша, Сознательная Душа, но в Тантре это скорее Пракрити. Душа Природы, Энергия, исполнительная Сила Воли в универсуме; именно благодаря изучению и применению секретов Силы Воли, благодаря ее методу.

Тапасья - старание, усилие, аскетизм персональной воли, аскетическая сила, аскеза; концентрация воли и энергии для управления умом, витальным и физическим и изменения их, или для низведения высшего сознания, или для некоторых других йогических или высших целей.

Тригунатита - находящийся позади или выше трёх Гун.

Тримарга - тройственный путь Знания (Джняна Йога), Преданности (Бхакти Йога) и Труда (Карма Йога).

Тантра - “система, ритуал, доктрина”. Традиционно считается, что это оригинальная философия дравидов Индии, но исторически это не доказано. Скорее всего, тантра создана кастой арийских воинов в противовес учению брахманов. Приверженцы тантры считают ее наиболее подходящим учением для текущей эпохи (Кали-юги). В тантре содержатся глубочайшие философские доктрины и мощнейшие техники психофизической тренировки. Различают три вида тантры: индуистскую, буддийскую и джайнскую. Индуистская тантра подразделяется на северо- и южноиндийскую.

 

У

 

Удана - одна из пяти Пран, сила, движущаяся из тела вверх к макушке головы и являющаяся регулярным каналом связи между физической жизнью и более высокой жизнью духа.

Удасината - занимающий место выше - высший по отношению к физическим и ментальным контактам; безразличный.

Упалабадхи - опыт, переживание.

Упасана - служение, поклонение, преданность.

 

Х

 

Хашья - активная сторона Сукха; состоит в активном внутреннем состоянии веселья, которое невраждебно опыту ментального или физического, могущего быть потревоженным.

 

Ч

 

Чайтанья - сознание.

Чакра - колесо; круг; центр сознания в тонком теле, ганглиевый центр в нервной системе; группа Садхаков.

Чешта - усилия разнообразных видов.

Чит - сущностное сознание.

Читта - основное сознание, вещество ума; основное вещество ментального сознания; пассивная память; "сердце и ум".

Читташуддхи - очищение Читты.

 

Ш

 

Шакти - Энергия, Сила, Крепость, Воля, Мощь; самосуществующая, самопознающая, самоосуществляющая Сила Господина, которая выражает себя в деятельности Пракрити.

Шанти - покой, мир; духовный покой.

Шива - добрый, благой; "благоприятствующий", Благословляющий; имя принадлежащей вечности Ипостаси Силы и Господина Тапаса; член индуистской Троицы; его имя ассоциируется в особенности с работой по разрушению.

Шубха - свет, наслаждение, благость.

Шуддха - чистый, очищенный.

Шуддхи - очищение.

 

Ю

 

Юга - период или эпоха четверичного цикла: Сатья Юга (или Крита Юга) - Эпоха Истины; Трета Юга - Эпоха, в которой три части принадлежат Истине, а одна часть невежеству, отсутствию Истины; Двапара Юга - Эпоха, в которой Истина и Невежество содержатся в равных частях; Кали Юга - Эпоха Невежества, отсутствия Истины; Чатур Юга - все четыре эпохи вместе.

 

Я

 

Янтра - механизм, средство, инструмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz