1. ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ТАНТРЫ

 

1.1. Что значит слово Тантра?

Термин “Тантра” довольно сложен и многолик. В переводе с санскрита это значит “ткань”, “соединение”, “обобщение”, “согласие” и т.д. Но существует и расшифровка термина с несколько другим оттенком – “расширение”. То есть – расширение сознания, принятие мира целиком, во всей его полноте, не деление на черное и белое.

1.2 Что такое Тантра-Йога?

Тантра – это, пожалуй, самое древнее учение в истории человечества. Тантра появилась в Индии много тысячелетий назад, задолго до прихода арийских племен, заложивших основу современной религии Индии – индуизма.

Тантра – это не йога, не религия и не философия. Это – соединение всех трех этих элементов, но в то же время – нечто большее.

Тантра-Йога - это система практик и упражнений, направленных, в первую очередь, на работу с энергетикой человека и, во вторую очередь, с его сознанием. Энергетические практики Тантра-Йоги работают с энергетическими центрами человека – чакрами, с потоком энергии (праны) и ее трансформацией, направлением в нужное человеку русло. В связи с этим обычно говорят не об одной йоге, а о целой системе йогических учений. Например, во многих источниках говорится, что каждый реализовавшийся мастер тантрического пути должен овладеть шестью основными йогами (их называют “йогами Наропы”. Эта система йог не является исключительно тантрической, она используется и в традиционном буддизме):

Основная идея тантра-йоги: человек должен полностью овладеть своей собственной энергией, всеми ее проявлениями (в том числе и сексуальными), чтобы затем трансформировать эту энергию, направляя ее на достижение совершенства. Для этого в тантра-йоге используется масса практик, как физических, так и психологических. Особое внимание Тантра традиционно уделяет взаимодействию мужской и женской энергии (Шива-Шакти). Именно поэтому тантрические техники в большинстве своем – парные.

Подробнее о Тантре, ее философии и учениях вы можете прочесть на этой странице: http://hubcom.com/magee/tantra

1.3. Какие существуют виды Тантры? Или это – единое, монолитное учение?

Из-за особенностей истории своего развития Тантра не создала единой, универсальной философской и йогической системы. Сегодня в мире существует множество тантрических школ, которые можно условно разделить на два “крыла”: Индийскую и Тибетскую тантру. Индуистскую Тантру принято считать более “чистым” учением, в котором философия частенько преобладает над йогическими практиками. Кроме того, некоторые особо шокирующие западных людей (и правоверных индуистов) практики (в том числе и сексуальные) в Индуистской Тантре подаются в “завуалированном”, полусимволическом виде, или вообще отсутствуют. Основа Индуистской Тантры – ритуалы, почитание божеств, теология.

Тибетская линия Тантры более близка к изначальным тантрическим учениям. На протяжении веков тибетская традиция была под значительно меньшим влиянием индуизма, чем индийская линия: его место занял появившийся значительно позже буддизм. Тибетская Тантра – более “практическая”, обладающая серьезной и продуманной системой йогических практик, ориентированных на работу с телом и его энергетикой.

Существует еще и третья линия Тантры – Китайская, в которой привнесенные из Тибета тантрические практики тесно слились не только с буддизмом, но и с учением и практиками Дао.

Часто Тантрические учения делят на практики “левой руки” (агхора) и “правой руки”. Но отождествлять тибетскую ветвь исключительно с “левой рукой”, равно как и индуистскую – с “правой” было бы ошибкой. “Чистые” практики “правой руки”, равно как и жесткие “левые” встречаются и в тибетских, и в индийских учениях.

Спор о том, какая ветвь Тантры “подлинная”, “изначальная” - пожалуй, самое бесполезное в Тантре занятие, которым, однако, не брезгуют и самые “продвинутые” учителя…

Подробнее о различиях между Буддийской и Индийской Тантрой, а также о “сексуальной мистике” в различных культурах мира, смотрите на этой странице http://luckymojo.com/tktantradefinition.html

 

1.4. Обязательно ли быть индуистом или буддистом, чтобы практиковать Тантра-Йогу?

Сложный вопрос… Конечно же, заниматься тантра-йогой, как системой упражнений, может человек практически любых убеждений и вероисповедания. Но Тантра – это не только йога, но и богатая философская и религиозная система. И, чтобы до конца понять и усвоить философию Тантры, человек должен иметь хотя бы самое общее представление о той атмосфере, в которой родилась Тантра, о культуре, религии или философии Индии, в особенности – о философии Буддизма. Чем больше человек будет знать об этом, тем глубже он сможет проникнуть в суть Тантры.

1.5. Может ли человек, не склонный к религиозной практике, практиковать Тантра-Йогу?

Конечно же, может – другой вопрос, на каком уровне. Даже атеист может овладеть искусством работы с телом и энергиями, кардинально изменить свою сексуальность при помощи тантрических практик. Но следует помнить, что все это для подлинной Тантры – только средство, но никак не самоцель. Более того – настоящее тантрическое учение глубоко религиозно, все его ритуалы имеют не только (и не столько) внешнюю, физиологическую сторону, но и внутреннее, сакральное наполнение. Хотим мы того или нет, но мистическая, религиозная сторона Тантры остается главной – даже в том случае, когда Тантру практикуют не древние индусы, а современные европейцы.

1.6. Что такое “нео-тантра”?

Начиная с конца 60-х и ранних 70-х, так называемая "сексуальная революция" в культурных нравах, наряду с возросшим интересом к восточным религиям, привела к широкой популяризации духовно-сексуальных техник, пришедших из Индийской тантра йоги под немного сбивающим с толку названием "тантрический секс". С того времени по настоящее время, гуру и учителя с Запада и Востока продвинули большое разнообразие систем, которые включают в себе в большей или меньшей степени религиозные и культурные принципы и практики Индийской тантра йоги, преследуя разнообразные цели от того, что один клеветник зовет "лучший секс", до действительного "мокша" или освобождения (т.е. освобождения от реинкарнации, если реинкарнация включена в космологическую парадигму). Одной из характеристик, которая отличает учителей нео-тантры от гуру тантра йоги, является то, что в неотантре обычно совершенно очевиден акцент на сексуальности; в тантра йоге, часто совсем наоборот, - некоторые современные гуру настаивают, что тантра йога вовсе не сексуальна, или что она не учит ничему в самом сексе, а цельность практики связана с пением мантр, визуализацией йантр, практикой тапас и тому подобное.

Рождение Нео-Тантры обычно связывают с именем Ошо (Бхагавана Шри Раджниша), который едва ли не первым на Западе (если не считать того же “тантриста” Алистера Коули) прибегнул к помощи древних сексуальных практик. Однако “нео-тантра” появилась в Америке раньше Ошо. В шестидесятых годах, после оккупации Китаем Тибета, множество мастеров тантры были вынуждены искать убежища на Западе, принеся в западный мир знания о древних ритуалах и философии Тантры. Буквально за десятилетие Тантра стала популярна во всем мире – в первую очередь из-за “лакомых” сексуальных ритуалов и практик.

Нео-тантра, созданная Ошо и другими “популяризаторами” - очищенная от “религиозных наслоений” система йогических техник, которую могли принять рациональные американцы и европейцы. Секс в нео-тантре занимает едва ли не центральное место, “воплощаясь” в упрощенных, доступных техниках и ритуалах. Позднее нео-тантра взяла на вооружение приемы классической психотерапии и новейших методик психотренингов – в диапазоне от НЛП до элементов гипноза.

"Наше сознание засорено комплексами, мы смотрим друг на друга сквозь искажающее стекло наших собственных представлений, рожденных общественной моралью. Мы мыслим штампами, шаблонами. В нашем сознании существует шаблон дружбы и шаблон любви, шаблон секса и шаблон "правильности" поступков и суждений. То, что выходит за рамки этих шаблонов, автоматически отвергается нами. Существует широкий диапазон тех ярлыков, которые мы налепляем на эти явления - "ошибка". "заблуждение". "грех". "нелепость"... Мы потеряли естественность чувств, перестали быть сами собой.. Мы живем в эпоху, когда заниматься чистыми духовными практиками дано немногим, однако каждый из нас может "сделать шаг" в сторону изменения отношения к миру и к самому себе, пересмотреть свой взгляд на традиционные понятия. В частности - на краеугольный камень и больное место нашей цивилизации - отношения между людьми, между мужчиной и женщиной." - таковы постулаты ведущих тренингов "нео-тантры".

Как правило, “настоящие” тантристы считают нео-тантру вульгарной профанацией древнего учения – и в этом есть немало правды. Однако нельзя не признать, что даже в таком “осовремененном” виде тантрические методики могут быть весьма успешно применены для решения многих повседневных жизненных проблем. В особенности – связанных с общением и сексуальностью. Духовного совершенства на пути нео-тантры достигнуть трудно, но изменить что-то в своей жизни – можно. Правда, существуют и чрезмерно упрощенные, вульгаризированные формы нео-тантры, в которых сексуальные практики превращаются в обыкновенные оргии… Ни о каких результатах, помимо полученного удовольствия, здесь говорить уже не приходится.

 

1.7. Чем отличается тантрическое учение от сатанизма?

К сожалению, даже сегодня тантру и сатанизм частенько смешивают другом с другом - вольно или умышленно. Хотя между ними существуют кардинальные различия. Во-первых, тантра никоим образом не призывает поклоняться злу или Сатане - более того, в тантре вообще отсутствует концепция "вселенского зла". Тантра непохожа на дуалистические религии Запада, где Богу-добру обязательно противостоит Сатана-однозначное зло.

Тантра, как религия Неделения, вообще не стремится навешивать ярлыки на что-либо, называя вещи добрыми или злыми, черными или белыми. Философия тантры иная - принимать мир, как единое целое, не отбрасывать и не отвергать ни одну его стороны. В тантре для самосовершенствования может быть использовано все - в том числе и техники, вызывающие у европейца мысль о сатанизме. Например, знаменитые тантрические медитации на кладбищах, использование для практик человеческих черепов и т.д. Все это связано с тем, что Тантра обожествляет смерть наравне с жизнью, как великую космическую силу. Медитация на кладбищах помогает тантристам острее ощутить всю хрупкость и бренность человеческой жизни, видимого материального мира.

Другим "камнем преткновения" для европейцев остается ужасающий образ тантрических божеств - например, богини смерти Кали. Однако эти страшные изображения глубоко символичны, их нельзя воспринимать буквально (как, кстати, и тантрические сексуальные практики). Например, рисунок, изображающий увешанную змеями богиню, отрубающей голову человеку, можно расшифровать как освобождение человека в ходе тантрических практик от диктата ума, сознания - без этого "надсмотрщика" человек может воспринимать мир во всей полноте. Змеи же символизируют преображенную сексуальную энергию - Кундалини.

 

2. ТАНТРА И СЕКСУАЛЬНОСТЬ

2.1. Использует ли Тантра-йога сексуальные практики?

Да – и именно это резко отличает тантру от большинства других учений. К сожалению, неправильно понятая суть “тантрической сексуальности” стала основой многочисленных спекуляций на эту тему.

“Сексуальной” символикой пронизаны все ритуалы и практики тантры. Однако изображения мужских и женских половых органов (йони и лингама) несут на себе куда большую нагрузку, чем полагает современный западный человек. Йони и Лингам – символы космических, животворящих сил, породивших наш мир. Этими силами пронизано все вокруг – от неодушевленных, как нам кажется, предметов, до человека. И момент соединения этих начал, момент наивысшей гармонии, конечно же, особенно почитаем тантристами.

Точно также и “сексуальные” практики в тантре не имеют ничего общего с оргиями или “развратом” (как говорит об этом наша мораль). Это – очень серьезная, глубинная работа с энергиями, доступная только подготовленному человеку. В тантре нет того болезненного отношения к сексу, которое пронизывает всю западную культуру. Напротив – все учителя тантры очень серьезно и внимательно относились к сексуальным практикам. Другое дело, что ученики допускались до только после длительной, многолетней подготовки, на высших стадиях посвящения. Все тантрические сексуальные ритуалы пронизаны атмосферой покоя, контроля и оcознавания. Это именно практика, работа, мистическое действо, а не банальное удовольствие.

2.2. Что такое “карецца”?

По мере продвижения, термин "тантра" или "тантрический секс" часто ради удобства ошибочно использовался для Западных религиозных или духовных практик, в которых медленный осмысленный сексуальный союз (или мастурбация) давали путь к переживанию духовного экстаза. Некоторые из этих Западных практик возникли в 19-м веке, по-видимому в результате спонтанного открытия, и вообще не имеют отношения к тантра йоге - хотя известно, что один американский популяризатор западного священного секса (Алис Бункер Стокхэм) путешествовала в Индию для изучения Хинду тантра йоги. Каждый "первооткрыватель" давал его или ее системе уникальное имя - Преподобный Джон Хамфри Нойес проповедовал доктрину о "Мужском воздержании"; А. Е. Ньютон написал "Лучший путь"; Алис Стокхэм создала "Карецца"; Паскаль Беверли Рандольф провозглашал "Эулис!.. или ансейратические мистерии"; Томас Лейк Харрис практиковал форму дыхательного эротицизма, также как и нетелесный сексуальный союз с существами из других измерений; Джордж Вашингтон Сейвори описывал "Ад на Земле, ставший небесами" через религиозно-мистическую практику "Пассивное соитие" и "Глубокая любовь"; студент Стокхэм Джон Вильям Ллойд создал термин "Магнетация"; а сама Стокхэм опубликовала новеллу Джорджа Н. Миллера "Удар секса", в которой тот описывал вымышленное, но похожее на кареццу "Открытие Зуггасента". В то время, как эти западные духовные практики используют те же сексуальные техники, что и традиционная Хинду тантра йога, большинство из них удобно вписывается в христианские, еврейские или трансцедентальные концептуальные рамки, обходя потребность практикующего принимать культурно "чуждую" религию.

Слово "карецца", которое чато употребляется в связи с тантрическими практиками - итальянское, и означает - "нежность". Так называется целый ряд сексуальных техник из арсенала "нео-тантры". Карецца - это медленный, осознаваемый половой акт, при котором оба партнера внимательно наблюдают за реакцией друг друга, стараясь извлечь максимум из любой сексуальной техники. Оргазм при карецце, как правило, значительно отличается от оргазма при обычном сексе. У опытных партнеров мужской оргазм происходит без семяизвержения и отличается уникальной продолжительностью вместо нескольких секунд до десятков минут!

Подробнее о карецце смотрите на этой странице: http://luckymojo.com/tktantradefinition.html

2.4. Что такое сексуальная магия?

Чем отличается тантра от древних сексуальных обрядов "народной магии"?

Сексуальные практики использовала не только тантра. В древних религиях, пожалуй, всех народов мира существуют сексуальные обряды. В высокой магии сексуальный акт, как правило, был связан с самыми серьезными магическими ритуалами. Кроме того, секс был неотъемлемым элементов "народных" магических ритуалов - например, обряда посвящения детей во взрослую жизнь, обряды, связанные с божествами земли и плодородия и т.д. Можно вспомнить русский праздник Ивана Купалы, греческие Дионисии, обряды друидической религии и т.д.

Сексуальная магия, существовавшая еще в глубокой древности - совершенно особая система практик. Этот вид магии специализировался именно на "работе" с сексом, сексуальностью. В ритуалах сексуальной магии особое место занимали материальные сексуальные символы и предметы (амулеты, сперма, влагалищные выделения, частички тела и т.д.). Благодаря ритуалам сексуальной магии можно было не только получить удачу в любви, приворожить к себе объект свой страсти, но и обрести удачу в делах, финансовое благополучие и т.д.

Как и в тантре, в "народной" и высшей магии энергия секса должна трансформироваться по ходу ритуала, благодаря чему и свершается магическое таинство. Однако тантра, в отличие от магии, более рационалистична и осознанна, она стоит значительно ближе к науке. И трансформация сексуальной энергии внутри человека - явление для тантры привычное. И совсем не магическое. Тантра не занимается ворожбой и колдовством, а также "тайным" воздействием на людей, зомбированием и т.д. Это - осознанная система практик, во время которых человек по собственному желанию работает с собственным телом и энергетикой. С другой стороны, классическая тантра - еще и религия, обладающая сложной философией и космогонией, что отличает ее от примитивных магических ритуалов. Для индусов магия - лишь побочный продукт серьезных духовных и йогических практик, а не самоцель, как в магии.

Получить дополнительную информацию о сексуальной магии и сексуальных традициях "народной магии" можно на этих страничках:

http://luckymojo.com/tkpbrandolph.html

http://luckymojo.com/austinosmanspare.html

2.5 Используются ли в тантре групповой секс, оргии, насилие?

Сексуальные ритуалы классической тантры так же далеки от оргий, как изысканной обед в хорошем ресторане от обжорства свиней на навозной куче. В любом случае каждый тантрический ритуал - это глубоко мистическое, сакральное и осознанное действо.

Некоторые учителя тантры (в особенности это касается нео-тантры) благосклонно относятся к групповым сексуальным действиям, однако даже при этом в ритуале участвуют пары, в которых мужчины и женщины замкнуты исключительно друг на друга.

Конечно, ни о каком насилии в тантре нет и речи. Еще раз подчеркиваю - любой тантрический ритуал требует осознанного и творческого участия обоих партнеров. Если же один из партнеров вовлечен в ритуал насильно, или даже просто вынужден просто пересиливать себя - это уже не тантра.

Кстати сказать, даже в самых раскованных нео-тантрических семинарах секс занимает куда меньше места, чем можно предположить. Тем более что практически во всех ритуалах, даже использующих секс, полностью отсутствует элемент возбуждения (см. Спокойное слияние в разделе Практика и техники).


3. ПРАКТИКА И ТЕХНИКИ

2.11 С помощью каких методов тантристы способны продлевать время сексуальных актов?

Традиционные методы тантра-йоги включают визуализацию, выбор некоторых позиций, контроль за дыханием, различные формы воздействия на гениталии, а также расслабление.

Подробнее вы можете узнать об этих методах здесь: http://luckymojo.com/tknorthaustin.html

2.12 В чем отличие тантрических методик от техники кареццы?

В отличие от кареццы, традиционная тантра уделяет значительно больше внимания визуализации, контролю за дыханием, а также йогическим асанам во время сексуального акта. Кроме того, как мы уже говорили, традиционная тантра не ставит самоцелью гармонизацию сексуальной жизни: сексуальные техники в тантре используются для достижения более глобальных результатов. Наконец, нельзя забывать и про философский и религиозный аспект тантры, которые также практически не развиты в карецце.

Подробнее вы можете узнать об этих методах здесь: http://luckymojo.com/tknorthaustin.html

2.13 Вредит ли человеку воздержание от оргазма – психологически, физиологически и т.д.

Физиологически даже долгое воздержание не оказывает отрицательного воздействия на человека - это касается и практикуемого тантрой "холодного" секса без достижения оргазма. Однако некоторые впечатлительные, неподготовленные люди, излишне концентрируясь на отсутствии секса (или оргазма) могут испытывать серьезный психологический дискомфорт, который не даст им сконцентрироваться на практиках. С этой точки зрения и озабоченность сексом, и самоизнасилование при воздержании одинаково вредны для человека. Ведь это приводит к абсолютно одинаковым результатам - секс ставится во главу угла, заслоняя собой все остальное.

Напротив, в тантре оргазм часто используется в ритуалах, как кульминация слияния с божеством. В некоторых практиках как подношение используются и "сексуальные" жидкости человеческого тела. Главное при этом - не забыть следить за своим здоровьем, в противном случае вред от секса, даже тантрического, будет вполне ощутим.

2.15 Как можно заинтересовать партнера в практике тантры или кареццы?

Тантра достаточно интересна, чтобы заинтересовать вашего партнера, будьте уверены! Одних привлекает в ней религиозный, других - философский аспект... Да и возможность изменить к лучшему сексуальную жизнь вряд ли кого оттолкнет. Конечно, если ваш партнер - человек с традиционным воспитание, приобщить его к тантрическим практикам сразу не получится. Наоборот, ваша неуклюжая попытка "отантрить" человека может вызвать естественную реакцию отторжения, особенно в свете бытующих в обществе мифах о тантре (сплошной групповой секс, сатанизм и пр.).

Попробуйте сходить с вашим партнером на одну из простых лекций, посетить тантрический семинар. При этом очень важно заверить человека, что ничто не будет делаться без его ведома и согласия.

Не уделяйте слишком много времени разговорам о тантре - лучше попробуйте спонтанно привнести тантрические элементы в вашу повседневную сексуальную жизнь.

2.16 Могут ли одиночки овладеть искусством кареццы через мастурбацию?

Работает ли тантра с мастурбацией?

Традиционная тантра не слишком благосклонна к мастурбации - во всяком случае, она отрицает любое "развивающее" воздействие таких практик. Ведь тантра, по определению, - это партнерская йога, в практиках которой необходимо участие как мужчины, так и женщины.

Впрочем, некоторые "гуру" нео-тантры активно используют всевозможные практики, связанные с мастурбацией - в особенности для тех, кто по каким-либо причинам не имеет партнера. Нео-тантристы считают, что опыт мастурбации может оказаться полезным для закомплексованных людей, воспитанных в традиционной, пуританской атмосфере.

Ритуалы, связанные с мастурбацией, встречаются во многих религиозных и магических практиках по всему миру - хотя в течение последнего тысячелетия отношения официальной церкви, медицины и науки к мастурбации было резко отрицательным. Сейчас уже доказано, что никакого ощутимого вреда мастурбация нанести не может. А что касается пользы - то настоящий тантрист сможет извлечь пользу из любого явления, сделав его элементом своей практики.

2.17 Расскажите, пожалуйста, о самых распространенных ритуалах и техниках тантры!

Каких-либо универсальных тантрических практик не существует - у каждой школы тантры в мире есть свои йогические системы. Однако условно можно выделить следующие практики и ритуалы, общие для всех течений тантры и нео-тантры

“Йони Пуджа” и “Лингам Пуджа”

Поклонение сексуальным органам человека - Йони и Лингаму - существует в большинстве течений йоги и тантры. Надо только уточнить, что половые органы для тантры - символы универсальных, космических начал - мужского и женского, Шивы и Шакти. И цель большинства сексуальных тантрических практик - отождествление и самоотождествление партнеров с этими божествами - тогда сексуальный акт превращается в мистический, божественный ритуал.

Подобная практика существует и в карецце - как особая, высшая форма нежности к возлюбленному через ласку его половых органов. В нео-тантре как форма "пуджи" с успехом практикуется сексуальный массаж.

Контроль и осознавание оргазма

И тантра, и нео-тантра, и карецца уделяют особое внимание осознаванию и управлению всем течением полового акта и в особенности оргазмом. Это позволяет партнерам получить максимально интенсивные ощущения от полового акта или (в случае классической тантры) максимально слиться с Божественным.

Предотвращение оргазма

Предотвращение оргазма во время секса - одна из самых важных тантрических практик. Необходимо только уточнить, что речь идет не о ликвидации оргазма, а о сексе без резкого пика и последующего спада ощущений, что неизбежно при традиционном оргазме у мужчин. Половой акт в тантре может длиться часами, что позволяет тантрическим партнерам глубже проникнуть в состояние близости. Тантрический оргазм не связан с семяизвержением и не лишает практикующих силы для продолжения ритуала или техники.

Не следует смешивать тантрический "оргазм долины" с прерванным половым актом или с техниками, благодаря которым семяизвержение происходит внутрь мужского организма, без выброса спермы наружу. Отношение врачей и самих тантристов к подобным техникам далеко не однозначно

Спокойное слияние

Эта техника предполагает отсутствие традиционных сексуальных движений, хотя в этот момент член мужчины находится во влагалище женщины. Спокойное или даже "пассивное" слияние имеет мало общего с сексом - это просто способ достигнуть максимальной близости между участниками тантрического ритуала. При спокойном слиянии, как полагают тантристы, существенно облегчается работа с энергией, которая как бы становится общей для партнером в этот момент.

Пристальный взгляд в глаза друг другу

Практически ни один тантрический ритуал - в особенности сексуальные техники - не обходится без пристального взгляда его участников в глаза друг другу. Смысл этого ритуала - эмоциональное сближение, изучение реакции партнера, энергетический обмен. Нео-тантристы в таких случаях говорят о том, что через глаза необходимо передать "излучение любви" твоему партнеру, и в то же время - полностью открыться ему.

Контроль за дыханием

Контроль за дыханием - общая практика для обычной йоги и тантры. Наряду со спокойным редким дыханием в некоторых тантрических ритуалах используется возбуждающий эффект гипервентиляции легких. Даосизм и китайская тантра подчеркивают необходимость синхронизации движений тазом при половом акте и дыхания. В парных тантрических практиках мужчине и женщине рекомендуется, кроме того, синхронизировать дыхание друг с другом (чаще всего - в противофазе, когда один партнер "выдыхает" энергию, другой - "вдыхает"). Сочетание сексуального соединения, синхронизированного движения и дыхания партнеров дает необычайно мощный эффект - именно поэтому "дыхательные" упражнения остаются одними из самых любимых в арсенале гуру нео-тантры.

Работа с тонкой энергией

О работе с сексуальной энергией и о контроле за ее циркуляции говорит практически любая религия или магическое учение. Можно только сказать, что в тантре энергия секса не выделяется в какой-то особый вид энергии - это всего лишь проявление универсальной энергии человека. Просто именно сексуальность предоставляет этой энергии максимально просторное и удобное "русло", чтобы та могла прорваться наружу. А задача тантры - отвести русло этой реки в нужном управлении.

Осознанной работе с энергиями ученикам необходимо овладеть еще на ранних стадиях тантры - без этого их продвижение вперед будет затруднено. Для облегчения этого процесса тантра располагает обширным арсеналом йогических техник, причем отнюдь не только сексуальных. Работа с энергетическим центрами (чакрами) и каналами человеческого центра - одна из самых серьезных и мощных тантрических практик.

Несмотря на то, что наука до сих пор не смогла "поймать" энергию и ее потоки в свои приборы, для тантристов, как, впрочем, и для сторонников любых других эзотерических практик энергия - основной "рабочий инструмент". И уже после небольшой практики вы сможете ощутить циркуляцию энергии в своем теле, а несколько позже - и управлять ей. Тонкая энергия - энергия внимания, эмоций - еще более важная и неуловимая материя в тантрической практике, напрямую связанная с понятиями духовной зрелости и подготовки человека.

Многие современные "эзотерические" художники (в том числе - и работающие под воздействием ЛСД - часто изображают в своих картинах потоки энергии, охватывающие партнеров в момент физической и духовной близости. Эти иллюстрации служат великолепным "наглядным материалом" для практикующих тантристов

Разрушение культурных табу

Тантра и неотантра не слишком благожелательно относятся к любым табу, считая их препятствие к достижению совершенства. Безусловно, живя в обществе, вам будет трудно и даже опасно бороться со всеми его предрассудками. Но относиться ко всему без предубеждения вполне возможно.

В тантрической практике существуют ритуалы, имеющие целью преодоление сексуальных или "пищевых" табу. В классической тантре ученики, находившиеся на высоких ступенях посвящения практиковали ритуальное употребление мяса, спиртных напитков, наркотиков и т.д. Однако, как и в случае с сексом, эти действия были глубоко ритуальными и символизировали не привязанность человека к мирским соблазнам, а его внутреннюю свободу, и не имели ничего общего с оргиями Алистера Кроули, а уж тем более с сатанизмом.

Стиль жизни

По отношению к образу жизни тантрические школы не всегда согласны друг с другом. Одни (в особенности это касается сторонников пути "правой руки") настаивают на единобрачии, другие учителя допускают и даже поощряют множественную любовь. Точно такие же разногласия существуют и в вопросе места, в котором следует жить ученику: либо это община сподвижников, руководимая гуру (ашрам), или монастырь. Многие гуру нео-тантры считают - и небезосновательно! - что жизнь в миру, среди обычных людей является самой лучшей "проверкой на прочность" для настоящего тантриста. Став участником многих семинаров, автор склонен согласиться с ними. Главная цель тантры, как постоянно говорит на лекциях один из самых известных российских учителей, Андрей Лапин - изменить "среднее" состояние человека, то есть то, в котором он прибывает в обычной обстановке, его реакцию на окружающую действительность и способ взаимодействия с ней. Достигать же "пиков" в тепличной обстановке семинаров и ашрамов куда проще - но, увы, далеко не так результативно, как этого ждут неофиты.

Поклонение божеству

Классическая тантра и некоторые современные тантрические течения обязательно включают в свои практики ритуалы поклонения божествам. Чаще всего это Шива и Шакти - олицетворение мужского и женского начала в мире. Многие особые ритуалами связаны с "гневными" или "темными" воплощениями этих божеств - грозной богиней смерти и разрушения, а также сексуальной энергии Кали, богом смерти Ямой и т.д. Тантрические партнеры часто воспринимают друг друга, как воплощение божеств, и их сексуальный акт превращается в мистическое действо, в поклонение. Нео-тантра и карецца редко используют религиозные элементы в своей практике, заменяя их "энергетическими" техниками и йогическими асанами.

Медитация

Тантра и йога активно применяют медитацию во многих ритуалах. Для медитации чаще всего используются материальные, визуальные объекты - например, символические рисунки, янтры, мистические объекты, амулеты. Другой вид медитации - звуковой (самая популярная - на мистическом слове "АУМ" или "ОМ"). В нео-тантре активно используются специально запсанные мантры, музыкальное сопровождение (этническая или new age музыка). Другой вид медитации - активная, медитация движения, когда человек концентрируется на выполняемом им действии (в том числе - и на сексуальном).

Особенно популярны сегодня совместные (парные) медитации, при которых тантрические партнеры концентрируют внимание друг на друге.

Главное течение в Хинду тантра йоге концентрируется на медитации. Родственная несексуальным медитативным школам йоги, таким как хатха йога (йога поз тела) и бхакти йоги (йога посвящения), эта созерцательная школа обучения пропагандирует совершенно несексуальный подход к поклонению, в котором визуализация божества, пение мантр, концентрация на иконографических символах, называемых йантры, и практика тапас (строгости, аскетизма) являются главными деятельностями. Иногда в этой школе наблюдается сильно редуцированная форма йони пуджа, когда практикующий медитирует на йантру - часто направленный вниз треугольник, - который символизирует вульву богини.

Работа с асанами и мудрами

Тантристы активно используют асаны - особые позы, положения тела - из арсенала хатха-йоги. Хотя, возможно, было бы правильнее сказать, что и тантра-йога, и хатха-йога подчерпнули сведения о них из одного источника. Использование определенных асан во время ритуалов позволяет участникам действия тщательнее контролировать энергетические потоки в своем теле

Наряду с асанами активно используются и мудры - особые "священные" знаки и телодвижения, наделенные мистическим значением. В тантре мудры используются в качестве дополнительного средства для управления энергией, а на высших ступенях - в качестве священного, тайного языка.

Подробнее о мудрах вы можете узнать на этой страничке: http://crl.com/~tzimon/Workings/mudra.html

Работа с мантрами и янтрами

Мантры - ритуальные песнопения из одного или нескольких слов (в тантре, как правило, используется санскрит, а иногда - бессмысленные, но красиво звучащие звукоподражания), повторяющихся бесчисленное множество раз, и янтры - символические изображения, широко известны во всех без исключения религиях. Так, в христианстве эту роль играют молитвы, иконы, христианские символы (крест, рыба у древних христиан и т.д).

2.18 Какие цели ставят перед собой тантра и карецца

и каких результатов мы можем достигнуть на этом пути?

Классическая тантра ориентирована на беспредельное расширение возможностей человека, вплоть до полного слияния с божеством через полное принятие мира, во всех его аспектах и проявлениях. У нео-тантры и, в особенности, у кареццы цели куда скромнее - изменение восприятия окружающего мира, расширение сознания, гармонизация сексуальной жизни, повышение уровня энергетики человека. Особенно благоприятно воздействуют тантрические практики на эмоциональную сферу - практикующие тантру люди более восприимчивы, менее резки в общении и значительно более свободны. Что же касается "просветления", полного духовного очищения и других "высоких" целей - как и в любой религии или практике, достигнуть этого могут немногие.

2.19 Можно ли изучать тантру без учителя (гуру)?

Тантрические практики – вещь настолько серьезная и даже опасная для новичка, что большинство учителей тантры настаивают на обязательной подготовке неофитов и получении ими инициации из рук учителя. Нередко инициация включает в себя получение нового имени – как символ того, что отныне вы начинаете новую жизнь…

Впрочем, сейчас все больше людей начинают изучать тантру самостоятельно, без гуру – через книги, фильмы или даже Интернет. Результат может быть различным – но и наличие гуру, согласитесь, отнюдь не означает, что вы сможете стать настоящим тантристом. А вот практиковать тантру можно уже и без учителя. Я даже сказал бы больше – настоящий тантрист именно этим и отличается, что способен к тантрической практике самостоятельно, а не только на устроенных его гуру ритуалах или семинарах.

2.20 Могут ли геи и бисексуалы практиковать тантру?

Как им работать с кундалини?

Обязательно ли в тантрической практике взаимодействие мужчины и женщины?

Согласно классической тантре – не могут. Тантра подразумевает взаимодействие двух чистых энергий: мужской, энергии Шивы, и женской, энергии Шакти. Однако сейчас, в век весьма серьезного отношения к геям и бисексуалам, окончательно закрывать им путь в тантру никто не решается. Поэтому часто сегодня говорят так: Кундалини, как скрытая, спящая форма энергии, присуща любому человеку, независимо от его сексуальной ориентации, пола, возраста и т.д. При этом для собственно тантрической практики совершенно необязательно иметь физические половые органы – то есть тантру могут практиковать даже кастраты. Более того – самокастрация частенько применялась в древности, как ритуал, посвященный “гневному” воплощению Шакти, богине Кали. Самокастрация как бы разделяла мужское и женское начало в человеке, выделяя последнее и начисто сводя первое. Сейчас, конечно же, правительство Индии объявила эту практику вне закона. Кстати, кастрационные практики были обычным делом и для некоторых форм христианства – от аскетов древности до более близких к нам скопцов.

Не подумайте, что тантра отождествляет гомосексуалистов со скопцами – конечно же, нет! Просто главным, определяющим для тантры является нечто иной, чем наличие или форма половых органов, равно как и то, во что именно предпочитает помещать их хозяин.

Нет никаких ограничений по отношению к гомосексуалистам и в ритуалах “народной магии” (хотя в то время, когда эти ритуалы создавались, доля осознанных гомосексуалистов была относительно невелика).

Сторонником гомосексуальных отношений был, напомним, такой известный практик, как Алистер Кроули (лично я бы поостерегся причислять эту одиозную личность к тантристам. Современные учителя тантры далеко не так радикальны, хотя мнения разнятся. … Но, раз уж об этом упоминаю авторы FAQ…) В своих ритуалах Кроули активно использовал гомосексуальные и, особенно, лесбийские половые контакты, требуя от своих учениц наличия подобного опыта. Кстати, и в отношении самого термина “Кундалини” существуют значительные расхождения среди учителей тантры, принадлежащих к разным школам

4. МАТЕРИАЛЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

4.1 Я хотел бы больше узнать о тантре, но я не знаю, где найти учителя…

Тем более, что сейчас так много подделок под тантру…

К сожалению, опыт и рекомендации западных тантристов для нас бесполезен. По вполне понятным причинам тантрических групп и учителей в нашей стране очень немного - описание и координаты самых известных из них вы найдете на этой страничке в разделе "Семинары". В основном, правда, речь идет о нео-тантре. Классическая тантра представлена в России еще слабее: на слуху осталась только община "Тантра-Сангхъя".

Обмануться и вправду несложно - модный "лейбл" тантры сегодня используют многие учителя и организации, не имеющие отношения к этому пути. Вплоть, как это ни грустно, до публичных домов. Могу сказать только одно: чем больше шумной рекламы и атмосферы тусовки вокруг той или иной структуры или личности, тем дальше она от тантры. Хотя эта отдаленность сама по себе и не страшна.

4.2 Может ли Кама-Сутра и другие “книги о любви” использоваться в тантрической практике?

Кама-Сутра - всего лишь практическое пособие, которое отличается от современных книг по технике секса лишь своей "древней" и экзотической атмосферой. Могу лишь сказать, что даже в качестве учебника по сексу Кама-Сутру сегодня уже почти не практикуют: это - литературный памятник, документ эпохе, перенасыщенный подробностями, важными лишь для ее современника.

От себя могу добавить, что 99 процентов книг, изданных в России под названием Кама-Сутра, не имеют к знаменитому индийскому трактату никакого отношения (полный, научно выверенный текст Кама-Сутры был издан "Наукой" только в 1995 году).

В любом случае, никакая книга, даже самая интересная и полезная, не заменит практики. Хотя на сайте "Русская Тантра" в разделе "Чтиво" автор постарался описать ряд интересных и простых для восприятия книг, которые могут облегчить новичку вхождение в тантру.

4.3 Имеются ли в России тантрические семинары? Книги? Видео?

Обо всем этом подробно рассказано в соответствующих разделах сайта "Русская Тантра" (http://tantra.da.ru). Дополнительную информацию вы можете найти также на сайте Андрея Лапина Тантра.Ру (http://tantra.ru)

4.4. В чем разница между "религиозной" тантрой и new age семинарами "тантрического" толка?

Отвечает востоковед С.Горохов:

Интересно, что отечественные востоковеды и религиоведы из всех тантрических объединений в стране только "Тантра-Сангху" считают собственно религиозным объединением, в то время как прочих "тантристов"(за исключением еще некоторых буддийских сект тантрического характера) рассматривают исключительно в контексте New Age. В целом это верно. Пожалуй, на данное время именно ТС обладает в полной мере всеми основными признаками классической индуистско-тантрической секты (за исключением разве что того, что действует не в Индии):

1. Легитимное происхождение общины. В процессе религиоведческой экспертизы выяснилось, что Гуру Садашивачарья действительно получил соответствующее посвящение и обучение в индийской тантрической секте Кали-Кула-крама в рамках кашмирской разновидности каула-тантризма, что подтверждается и несколькими индийскими источниками. (Мы делали по этому поводу спец. запрос от КИО "Веда". Подобный запрос делали и чиновники из Минюста.)

2. Развитая и сложная система метафизики, религиозной философии. Используется обширный набор священных текстов.

3. Практикуется традиционный культ божеств и различных святынь, другие тантрические ритуальные, йогические, медитационно-психотехнические и прочие садханы, описанные в Тантрах.

4. Высокий уровень знания санскрита, мантрических текстов и имен. Отсутствуют "тарабарские" и нехарактерные для индусских тантриков имена и мантры.

5. Сложная многоступенчатая система посвящений и обучения соответствует практике ортодоксальных тантрических сект Индии.

6. Сексуальные практики эзотеризированы и ритуализированы (что является, пожалуй, самым характерным отличием вообще тантриков-ортодоксов от неотантристов и ньюэйджеров). Неверующие, непосвященные и посвященные начальных ступеней к этим практикам не допускаются.

7. Совершенно отсутствуют типичные признаки <New Age группы> (за исключением попыток проводить время от времени "семинары", напоминающие семинары ньюэджевского типа).

В связи с этим имеет смысл назвать основные характерные признаки "нетрадиционного культа" или "New Age группы":

1) Нелегитимное или сомнительное приобретение их лидерами статуса "гуру", "посвященного мастера" и т.п. (проще говоря, самозванство и фальсификация, когда помимо собственных заявлений других "доказательств" просто нет);

2) "тарабарские" и пседосанскритские (или псевдотибетские и т.д.) имена и названия учителей, школ и духовных центров, либо использование совершенно нехарактерных для "своей" школы названий и терминов;

Примеры: тарабарское псевдосанскритское имя Гуру Ар Сантэм (Г.Стаценко) у лидера "Академии йоги" или типично вайшнавские (кришнаитские) имена Свами Вишну Дэва и его последователей из общины "Гухьясамаджа" (хотя себя они относят отнюдь не к вайшнавизму, а считают не то буддистами, не то "просто йогами"). Или новосибирский Центр Сотидананданы (что означает санскритообразное "Сотиданандана" никто вразумительно объяснить не может).

3) религиозная безграмотность лидеров и их помощников, поверхностное знание ими конкретных восточных языков, традиций и мистических систем (в классических буддизме, индуизме и китайских религиях на обучение будущих духовных лидеров - и тем более гуру! - уходит немало времени);

4) экклектическое смешение совершенно разных по происхождению восточных практик и техник (от йоги и тантры до буддизма и даосизма) в сочетании с собственными "авторскими наработками" своих (или близких по роду деятельности) лидеров и инструкторов;

5) равнодушие к традиционным священным текстам и др. первоисточникам даже "своих" школ;

6) редуцирование религиозного культа до уровня чисто символического, либо до почитания конкретного "живого бога" (лидера группы или какого-то "просветленного мастера" типа Ошо) или вообще полное его отсутствие;

7) отсутствие традиционной системы посвящений и подготовки духовных лидеров или ее подмена модернистскими изобретениями (например, получение практически любых, включая даже статус "бодхисаттвы" (!), посвящений за деньги в "Аум Синрике");

8) отсутствие реального эзотеризма: "эзотерическими" называются едва ли не любые знания, книги и практики, предлагаемые практически всем "зашедшим с улицы" без каких-либо предварительных условий и обязательств (помимо разве что оплаты);

9) деятельность осуществляется не столько в виде собственно религиозной практики, сколько в виде различных "семинаров", "ритритов", "тренингов" и т.д., обычно поставленных на коммерческую основу; практикуемыми под руководством безграмотных и морально нечистоплотных "мастеров" и "инструкторов" психотехники не всегда безобидны для здоровья практикующих (примеров чему масса).

Не могу сказать, что все без исключения "New Age группы" и их лидеры являются шарлатанами и т.п., но, к сожалению, подделки под "тантру" и вообще весь "New Age бизнес" в целом далеко не всегда так безобидны, как может на первый взгляд показаться. С каждым годом становится все больше и больше людей, чье здоровье и психика (а заодно и кошелек) серьезно пострадали от "практик" в различных "духовных центрах", на "семинарах", "тренингах" и "ритритах". Какой-либо системы лицензирования или проверки квалификации ньюэйджистских инструкторов и тем более самозванных "гуру" неоориенталистских культов у государственных органов нет. Да и непонятно, по каким критериям их проверять? Как выяснить, к примеру, "достиг просветления" кто-то или нет? И в то же время есть живая необходимость помочь духовно жаждущим и всевозможным <искателям истины> уметь отличать дешевые подделки от оригиналов. Не всегда, к сожалению, это легко сделать. И обманщиков, желающих обманываться довольно много. (Мне вспомнилось в связи с этим одно высказывание Гуру Садашивачарьи: "Не все золото, что блестит, не все истина, что санскрит".)

Виталий Леонтьев

Сайт "Русская Тантра" (http://tantra.da.ru)


Домой

Сайт создан в системе uCoz